Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

И твоего земного рая, И под тобой шумящих вод. Я не видал твоей вершины: Как шпиль твой впился в облака, Я не видал, гора святая, Твоих стремнин, отвесных скал, И как прекрасна даль морская, Когда луч солнца догорал. Я рисовать тебя не смею. Об этой чудной красоте Сложить я песню не умею: Она замрет в моих устах. Одно, одно лишь знаю верно Я о тебе, гора чудес, Что ты таинственна, безмерна И недалеко от небес. Что недалеко от небес — это точно. Саму гору мы заметили часа за три хорошего хода и начали лихорадочные приготовления к встрече с монахами: на мачте рядом с полосатым, как тельняшка, греческим флагом заполоскался бело-сине-красный российский флаг, пузырем вздулся вышитый стяг с изображением Нерукотворного Спаса. «Гора Афонская есть велика и высока, велику пустыню и непроходимые вертепы в себе имущая... Оная гора от моря зрится быти аки бы остров, понеже узок имат проход от земли... Тамо верху иных гор гора стоит всегда темными покрываемая облаками»,— писал наш оте­ чественный «пешеходец» Василий Григорович Барский во время своего посещения Афона в 1725 году. Не сбавляя хода, пересадили женщин на лодью «Вера», которая осталась маневрировать милях в двух от берега, так как на легендарный и воспетый пиитами полуостров не должна ступать женская нога. Вот что сообщает по этому поводу отец Августин: Согласно древнему уставу, женщины не допускаются на Афон, поскольку он считается уделом Божией Матери, а также чтобы не нарушать уединенный и аскетический образ жизни отшельников, кото­ рые удалились от соблазнов мира, не желая видеть «лукавых жен многовертимые плясания». Как сообщается в одном из сочинений, посвященных Афону, в X IX веке этот запрет был все же нарушен, когда леди Радклиф, жена английского посла в Турции, приехала в один из афонских монастырей. Ее не выслали, но никто из мона­ шеской братии не хотел с ней говорить. Кроме того, монахи сообщили в другие афонские монастыри о ее самочинном посещении, и во всех обителях заперли для нее ворота. Гордая англичанка должна была вскоре покитгуть Святую Гору. Мне трудно объяснить причины возникновения столь уникаль­ ного места, как Афон. Очевидно, для ранних христиан отшельни­ ческая жизнь была обычной формой служения Христу. Теоретически она подкреплялась богословами, произведения которых и сегодня 4 Зак. № 487 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz