Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
И твоего земного рая, И под тобой шумящих вод. Я не видал твоей вершины: Как шпиль твой впился в облака, Я не видал, гора святая, Твоих стремнин, отвесных скал, И как прекрасна даль морская, Когда луч солнца догорал. Я рисовать тебя не смею. Об этой чудной красоте Сложить я песню не умею: Она замрет в моих устах. Одно, одно лишь знаю верно Я о тебе, гора чудес, Что ты таинственна, безмерна И недалеко от небес. Что недалеко от небес — это точно. Саму гору мы заметили часа за три хорошего хода и начали лихорадочные приготовления к встрече с монахами: на мачте рядом с полосатым, как тельняшка, греческим флагом заполоскался бело-сине-красный российский флаг, пузырем вздулся вышитый стяг с изображением Нерукотворного Спаса. «Гора Афонская есть велика и высока, велику пустыню и непроходимые вертепы в себе имущая... Оная гора от моря зрится быти аки бы остров, понеже узок имат проход от земли... Тамо верху иных гор гора стоит всегда темными покрываемая облаками»,— писал наш оте чественный «пешеходец» Василий Григорович Барский во время своего посещения Афона в 1725 году. Не сбавляя хода, пересадили женщин на лодью «Вера», которая осталась маневрировать милях в двух от берега, так как на легендарный и воспетый пиитами полуостров не должна ступать женская нога. Вот что сообщает по этому поводу отец Августин: Согласно древнему уставу, женщины не допускаются на Афон, поскольку он считается уделом Божией Матери, а также чтобы не нарушать уединенный и аскетический образ жизни отшельников, кото рые удалились от соблазнов мира, не желая видеть «лукавых жен многовертимые плясания». Как сообщается в одном из сочинений, посвященных Афону, в X IX веке этот запрет был все же нарушен, когда леди Радклиф, жена английского посла в Турции, приехала в один из афонских монастырей. Ее не выслали, но никто из мона шеской братии не хотел с ней говорить. Кроме того, монахи сообщили в другие афонские монастыри о ее самочинном посещении, и во всех обителях заперли для нее ворота. Гордая англичанка должна была вскоре покитгуть Святую Гору. Мне трудно объяснить причины возникновения столь уникаль ного места, как Афон. Очевидно, для ранних христиан отшельни ческая жизнь была обычной формой служения Христу. Теоретически она подкреплялась богословами, произведения которых и сегодня 4 Зак. № 487 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz