Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
Чтобы у читателя остались более яркие и светлые впечатления от нашего пребывания в Стамбуле, предоставим возможность закон чить эту главу отцу Августину. Одной из христианских святынь Константинополя является цер ковь Хора (ныне она называется Кахрие-джами, что означает по- турецки «Мечеть победы»). Расположенная вблизи Адрианопольских ворот (Эдирне капысы), церковь первоначально находилась вне древних стен Константинополя, откуда и происходит ее название (хора означает — в деревне или за городом ). При постройке Феодо сиевых стен церковь вошла в черту города. После собора св. Софии это наиболее значительный памятник византийского искусства, где дошедшие до нас мозаики X IV века последовательно повествуют о евангельских событиях. Вот что писал в конце X IX века русский публицист Е. Марков, один из немногих русских авторов, сообщавших об этом ныне все мирно известном памятнике церковного искусства Византии: «Если бы не минарет, приткнутый сбоку, не маленький полумесяц на верху прекрасного круглого купола, вам бы и в голову не пришло бы, что это магометанская мечеть ,— до такой степени неприкосно венно сохранился в этой спрятанной в глуши древней христианской святыне обычный византийский характер пятиглавого храма»1. Повествуя далее об увиденных им старинных мозаиках, Е. Марков продолжает: «Невозможно понять, каким чудесным образом могли сохраниться в такой целости магометанской мечети, среди столицы ислама, ожесточенно истреблявшего всякие следы древних святынь христианства, те чудные мозаиковые картины, перед которыми мы остановились изумленные в паперти Кахрие-джами. Своды куполов и верхние части стен притворов сплошь покрыты ими. Яркость красок и блеск полировки этой вековечной каменной живописи так свежи, как будто только сейчас отодвинулась от них рука художника... А между тем это работа первой четверти X IV века! Даже все гре ческие надписи словно сейчас написаны. Рисунок строгого и возвы шенного средневекового стиля, бесценный для любителя визан тийских образцов, он исполнен какого-то торжественного и вместе с тем умилительного благочестия... Целые многолюдные сцены из свя щенной истории покрывают мягкими ласкающими тонами своих не тленных красок, будто драгоценною парчою, неописанного вкуса, внутренность старинной паперти; особенно хороши лучше всего сохра нившиеся мозаиковые фигуры святых на золотом мозаиковом фоне маленьких круглых купольчиков ее»'. Сегодня в бывшей мечети Кахрие-джами расположен Карийский музей, куда и проследовала наша паломническая группа. Это одно 1 М а р к о в Е. Путешествие на Восток. Спб, 1890. С. 107. - Там же. С. 107— 108. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz