Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
послание легло в основу отношений христиан и мусульман, и благодаря ему в VII—X веках христиане пользовались свободой вероиспове дания. Отношения ухудшились в эпоху крестовых походов, длившихся в течение 200 лет, и оставались напряженными в последующие сто летия. Именно в эту эпоху мусульманские властители Египта перешли от умеренной дискриминации к открытому преследованию христиан. Оно усилилось особенно после 1250 года, когда мамлюки начали периодически устраивать среди коптов кровавую расправу, и число христиан в стране значительно снизилось. Справедливости ради необходимо отметить, что египетские хрис тиане подвергались преследованиям и в доарабскую эпоху. Во времена правления президента Насера межрелигиозные кон фликты не носили систематического характера; в 1965 году во время торжественной церемонии Насер заложил камень в основание ново го коптского кафедрального собора, а также присутствовал на торже ствах по случаю начала строительства нового здания патриархии Коптской Церкви в Каире. Но после арабо-израильской войны 1967 года Египет утратил преимущества, связанные с Суэцким каналом, и стал зависимым от нефтедобывающих стран, в частности от Саудовской Аравии. След ствием этого было усиление внешнего и внутреннего давления кон сервативных мусульманских сил, оживление идеи исламского госу дарства. Начались дискуссии о «серьезном возвращении к мусуль манским законам во всех аспектах жизни в Египте». С возрастаю щим беспокойством копты отмечали попытки консервативных ислам ских кругов ввести в Египте шариат — законодательство на основе Корана, как это бьшо сделано в Ливии, Пакистане и в некоторых других арабских странах. Когда петиции и протесты против возмож ных нововведений не помогли, патриарх Шенуда призвал всех коп тов к соблюдению поста в течение пяти дней. Визит патриарха к пре зиденту Египта и открытие Садатом коптского госпиталя святого Марка свидетельствовали о том, что обе стороны не хотели обострять отношения. Египетское правительство отклонило законопроекты консерва торов. Однако движение мусульманских традиционалистов по-преж нему сохраняло большой размах. На правительство оказывали дав ление такие исламские организации, как Братья-мусульмане. С другой стороны, копты также создали свои тайные организации для возможной защиты своих интересов. Несколько раз в Александ рии, Каире и других городах происходили мусульманско-коптские столкновения. Со временем они приобрели такие масштабы, что весной 1980 года Священный Синод Коптской Церкви принял решение не проводить крестного хода вокруг храмов в пасхальную ночь во избе жание возможных столкновений с мусульманскими экстремистами. Решительные меры, принятые президентом Садатом по отношению 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz