Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

ступная крепость. В течение многих столетий одной из особенностей тогдашнего уклада монастырской жизни коптов было постоянное опасение вооруженных нападений со стороны бедуинов, что привело к практически полной изоляции местных насельников от внешнего ми­ ра. Русский паломник архимандрит Порфирий (Успенский), посетив­ ший в середине X IX века ряд коптских монастырей, отмечал в своих записях эту особенность: «Мы спешились и стали в тени, отбрасы­ ваемой высокими стенами, сложенными из тесаных камней. Во­ рот в них нет. Монахов и пришельцев поднимают на ве­ ревке». Сегодня врата монастыря Аба Бишо, основанного в IV веке, широко открыты для паломников. Входим во двор обители. Внутри нас встретил чудесный сад: финиковые пальмы, цветы, огород — все это содержится в чистоте и порядке. Дорожка ведет к храму. Нас встретил игумен мо­ настыря — молодой копт. Он повел нас в храм, который весь укра­ шен почерневшим от времени резным деревом — царские врата, иконостас, колонны. Древние иконы, массивные лампады. На камен­ ном полу отделанные овечьи шкуры. Слева в нише — гробница св. Бишоя (преподобный Псой, IV век ). Нас повели в парадные покои, богато обставленные. На подносе подали кофе и напиток, пахнущий розами. Потекла неторопливая беседа, в ходе которой узнаем много интересного о духовной жизни здешних насельников, число которых достигает 150 человек, включая 16 послушников. Духовные наставники определяют монастырский ук ­ лад жизни, не навязывая своей воли. Духовная свобода включает в себя добровольное посещение церкви, а также образ и время личной молитвы. Старец дает совет и благословение, сообразуясь с личными особенностями каждого, с его творческой одаренностью и практическими занятиями в монастыре, причем все направляется на духовное возрастание монаха. Насельники, достигшие в меру созер­ цания, исполняют молитвенное делание в келье и в церковь соби­ раются по воскресеньям и праздникам, т. е. когда совершается Бо­ жественная литургия. Литургия коптов представляет собой один из ранних вариантов православной литургии св. Василия Великого и носит его имя. В обычные дни, когда нет всенощного бдения, совершаемого вместе с литургией с 10 часов вечера до 6 —7 часов утра, в церкви поется коптская полуношница, состоящая из псалмов, гимнов и молитв (с 4 до 7 часов утра) и краткая вечерняя служба (с 5 до 5.30 часов вечера). На келейную молитву колокол будит в 3 часа утра. Сам патриарх Шенуда в молодые годы провел много времени в одном из монастырей в пустыне Вади-Натрун, постился свыше 200 дней в году, а в 1970-е годы волею обстоятельств снова был вынужден находиться там, откуда он был призван на свое служение в качестве главы Коптской Церкви. Причиной тому послужило обо­ стрение отношений между христианами и мусульманами незадолго 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz