Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

из русских постояльцев спас здесь от пожара несколько древних икон. В 1871 году в монастыре была воздвигнута колокольня, и вскоре окрестности Синая стали оглашаться звоном девяти колоколов раз­ личных размеров, доставленных сюда из России. Большой научный интерес представляет книгохранилище Синай­ ского монастыря, насчитывающее в настоящее время около трех тысяч рукописей, примерно две трети которых на греческом языке, остальные — на арабском, сирийском, грузинском, армянском, копт­ ском, славянских языках. Здесь издревле хранились бесценные ма­ нускрипты, стекавшиеся из разных стран христианского Востока. В XV I веке сюда поступило особенно много рукописей, вывезенных из Константинополя и с Крита. Первым русским исследователем, который начал систематическое изучение рукописного наследия Синайской обители, был известный востоковед Порфирий Успенский. Прибыв сюда в 1845 году, он вскоре обнаружил знаменитый Синайский кодекс Библии, который впоследствии был датирован IV веком. Этот манускрипт хранился отдельно от других рукописей, находившихся в монастырской библио­ теке. «Рукопись, содержащая Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием апостола Варнавы и книгой Ермы, писана на тончайшем белом пергаменте в четвертую долю длинного и широкого листа ...»,— таково письменное свидетельство Порфирия Успенского о Синайском кодексе, утверждающее приоритет русского исследователя в его открытии. Впоследствии Порфирий Успенский разделил честь спасения этого уникального манускрипта с немецким ученым К. Тишендорфом. В те годы рукописное собрание Синайской обители еще не имело каталога и нуждалось в систематизации; энергичные усилия в этом направлении были предприняты другим русским исследова­ телем — начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архи­ мандритом Антонином Капустиным. В 1870 году он пробыл несколько недель в монастыре св. Екатерины, занимаясь составлением ката­ лога синайских рукописей. «Пора спасти то, что еще уцелело и от своих и от чужих, сделав оное известным всему миру, и прежде всего самому монастырю, и закрепив номерами каталога, такое удобство представляющего всем и каждому для проверки книг во всякое время. На нас, русских, лежит как бы сугубый долг оказать эту услугу обители »,— писал Антонин Капустин, объясняя причины, побудившие его заняться этим нелегким делом. За 40 дней напряженной работы он сумел составить описание более половины всего содержимого синайского книгохранилища. «По­ следний поставленный окоченелой рукой номер был 1310-й »,— за ­ писал Антонин Капустин, отмечая при этом, что всего, по его под­ счетам, здесь имелось более 2,5 тысячи манускриптов. Этот труд был по достоинству оценен преемниками его нелегкой деятельности; 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz