Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

Принятие Синая под покровительство России было делом Софьи, которая в то время правила в Москве. Покровительствуя знамени­ той обители, она хотела явить себя Востоку влиятельной православ­ ной правительницей; поэтому она принимала в Москве всех проси­ телей с Востока, одаряла их щедрой милостыней. Но, как отмечал в конце прошлого века русский исследователь Н. Каптерев, «покро­ вительство Синаю Софья вовсе не думала выражать иначе, как только в виде более или менее обильной милостыни; предъявлять же какие-либо особые права на Синай, на вмешательство во внут­ реннюю жизнь и управление этим монастырем, изъять его из-под ведомства Иерусалимского патриархата и подчинить его Московско­ му ,— в Москве вовсе и не думали, и ни в жалованной грамоте, ни во всей переписке по этому делу, ни в последующих отношениях к Синаю на что-либо подобное нет и намека». Одно из самых ранних пожертвований русских икон на Синай относится к концу XVI века, когда в монастырь была прислана икона «Преображение Господне», московского письма X V—XV I веков. В 1610 году в Екатерининский монастырь была привезена русская икона «Благовещение», написанная московским иконописцем Мака­ рием Остатковым. В алтаре синайской церкви Преображения имелась также икона XVII века «Рождество Христово», написанная и по­ жертвованная на Синай Симеоном Прозановым. К концу XVII века русская иконопись уже пользовалась на Синае заслуженной славой. Это видно, например, из содержания грамоты, которую привез в Москву в 1697 году синайский архимандрит Гавриил. В этой грамоте содержалась, в частности, просьба «прислать единого искусного иконописца, ибо у себя ныне не имеем». Русские иконы посылались на Синай со старцами, приезжавшими в Москву за сбором пожертвований; впоследствии иконы привозили в монастырь св. Екатерины и русские путешественники. На это обратил внимание уже В. Барский, который отмечал, что в Синайском мона­ стыре «много икон великих и малых, от московских и иностранных различных венецианских же и греческих мастеров писанных». А другой русский путешественник Кир Бронников в 1820 году отмечал, что в соборной церкви Синайской обители «все стены уставлены мелкими греческого, российского и грузинского письма иконами». Следует упомянуть и о том, что в синайском храме имелась также превосходная складная икона XVII века с изображением Грановитой палаты, Кремля и Красной площади на оборотной стороне. Русские люди не только жертвовали на Синай иконы, но также принимали посильное участие в реставрации синайских произве­ дений искусства. Об одном из таких русских доброхотов сообщала греческая надпись на мраморной доске, помещенной рядом с древней византийской мозаикой в главном монастырском храме: «Иеромонах Самуил из России высветлил мозаику в 1837 году». А позднее один 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz