Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

Синайский монастырь, как древний культурный центр международ­ ного значения, пользуется поддержкой многих христианских церквей и международных организаций, включая ЮНЕСКО. Этот монастырь имел давние и тесные связи с Россией. Первым русским паломником, сообщившим в своем «Хождении» о Синайском монастыре, был киевский монах Варсонофий, побывавший здесь в 1462 году. В то время в Синайский монастырь паломники еще входили через врата. Позднее их поднимали на веревке на крепостную стену. Варсонофий насчитал около 40 храмов, воздвигнутых как внутри обители, так и в прилегающей к ней местности. В 1559 году по распоряжению Ивана Грозного на Синай прибы­ ли архидиакон Геннадий из Новгорода и купец Василий Поздняков, родом из Смоленска. Они доставили щедрые пожертвования, направ­ ленные сюда по просьбе синайских насельников. Следующее русское путешествие на Синай, предпринятое в 1582 году, также было со­ вершено повелением русского царя. На этот раз на Ближний Восток отправились московские купцы Трифон Коробейников и Юрий Греков. По словам Трифона Коробейникова, в то время в монастыре нас­ читывалось 90 человек; русские гости пробыли в Синайской обители 20 дней и были свидетелями закладки храма, который предпола­ галось воздвигнуть на пожертвования, присланные из России. С той поры монастырь св. Екатерины нередко принимал россий­ ских паломников. В 1728 году в Синайском монастыре побывал палом­ ник Василий Григорович Барский. И хотя у синайских насельников были хорошие отношения с Россией, Барского сначала не хотели принимать в монастыре, ссылаясь на то, что у него нет рекоменда­ тельных писем. Монастырь был заперт, и тогда находчивый путе­ шественник прибег к крайней мере: отпустив проводника-араба, он сел под стенами монастыря и решил находиться в таком положении до тех пор, пока не будет допущен в монастырь. Больше суток просидел он под стенами и наконец добился своего — услышал обычное синайское приветствие: «Добре пришел ecu, друже, Богу приятен да будет труд твой и поклонение». Следует упомянуть о том, что в течение нескольких столетий на право владения Синайским монастырем претендовали патриархи Александрийской и Иерусалимской церквей, но наместники монасты­ ря старались сохранить независимость, и в 1575 году официально была провозглашена автокефалия (церковная независимость) синай­ ского архиепископа на будущие времена, «доколе светит солнце». Притязания со стороны Иерусалимского патриархата продол­ жались и в XVII веке, и тогда синайские насельники стали обра­ щаться к русскому правительству с просьбами принять их под свое покровительство, В 1689 году Синайская обитель формально стала русским монастырем. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz