Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

По содержанию книги, в которой упоминается про данный эпизод, можно предположить, что этот визит имел место в 1889 ( или 1890) году, и русские моряки, как и остальные паломники, были очевидцами обретения благодатного огня. Как ни торжественны предпасхальные службы в Иерусалиме, но ни одна из них не привле­ кала столько паломников, как раздача священного огня у Гроба Гос­ подня. «Никогда, даже в коронацию в Кремле, не видывал я такой массы народа и такой пестроты одеяний » ',— писал один из русских паломников в 1860 году. А другой русский автор — врач А. В. Ели­ сеев, прибывший в Иерусалим с богомольцами весной 1884 года, добавляет: «Быть в Иерусалиме на Пасхе и не быть при раздаче свя­ щенного огня — это значит не видеть ничего... Обряд раздачи свя­ щенного огня совершается в Великую Субботу около 1—2 часов по­ полудни. Никогда, даже в Пасхальную заутреню, храм Воскресения не бывает так переполнен народом, как в день нисхождения священ­ ного огня... Не только православные, но и христиане других испове­ даний — армяне, католики, копты, даже мусульмане стекаются сотня­ ми, чтобы присутствовать на этом единственном в мире зрелище»2. И конечно же русские паломники составляли в этот день значи­ тельную часть христиан, окружавших Гроб Господень. Церковный публицист Г. В. Белов, побывавший на этой церемонии в 1880-х годах вместе с холмскими паломниками, пишет: «Почти все присутствую­ щие держали в руках пучки свечей, не менее 33 штук, по числу лет земной жизни Спасителя, а у многих из русских богомольцев были громадные пучки, свечей по сто и более; каждый русский паломник считает долгом подарить на родине своим друзьям свечку от Гроба Господня, обожженную „благодатию”»3. Далее следует снова предоставить слово А. В. Елисееву, кото­ рый сумел сжато и образно запечатлеть дальнейший ход церемонии. «Храм освещен, несмотря на ясный солнечный день ,— продолжает он.— Глаза всех устремлены на богато разукрашенную Кувуклию, вход в которую запечатан еще накануне и с тех пор охраняется двумя монахами — греком и армянином. Запечатывание Кувуклии со­ вершается в присутствии ассистентов, свидетельствующих о том, что там не осталось и следа земного огня; все многочисленные лампады у Гроба Господня потушены в ожидании ниспадения огня небесного. Около часу пополудни с большой таинственностью является пат­ риарх, а с ним масса духовенства в разноцветных, залитых золотом облачениях; пестрота зрелища увеличивается еще более, когда в тако вом же великолепном облачении является армянский патриарх сс 1 Записки паломника. Спб, 1860. С. 171. 2 Е л и с е е в А. В. По белу свету: Очерки и картины из путешествий по трем частям Старого Света. В 4-х т. Т. 1. Спб, 1901. С. 286. 3 Б е л о в Г. В. Указ. соч. С. 90. 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz