Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

с развитием его религиозно-нравственного мировоззрения. Поэтому и сам Гоголь смотрел на свое путешествие в Палестину как «на важней­ шее из событий своей жизни»'. Действительно, в этом путешествии раскрылись новые черты личности писателя, проявились его усилен­ ные стремления к нравственному самоусовершенствованию, его ре­ лигиозность. Пребывание в Святой Земле произвело на Гоголя благотвор­ ное действие и помогло ему лучше увидеть свой духовный мир. И з его писем иерусалимского периода видно, что он постоянно пре­ бывал в состоянии исповедника, кающегося в своих грехах перед Богом, перед ближними, перед всем миром. В письме к своему д у­ ховному наставнику о. Матфею от 21 апреля 1848 года Гоголь, со­ общая о своих впечатлениях в Палестине, отмечал, что еще никогда не был так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме, что увидел там «черствость свою и себялюбие»2. «Была одна ми­ нута »,— начал было Гоголь в том же письме ,— но какая — он не сказал, не придавая значения минутному порыву. Быть может, это была та минута, когда Гоголь стоял один в преддверии пещеры Гроба Господня, а перед ним только священник, совершавший литургию на самом Святом Гробе. Другой известный русский писатель и поэт П. А. Вяземский совершил поездку в Иерусалим в 1849— 1850 гг. Вместе со своими домочадцами он молился за литургией у Гроба Господня, о чем сам автор сообщает в своих записях: «Сегодня (12 мая 1850 года.—а. А .) слушали мы на русском языке обедню на Голгофе за упокой наших родных и приятелей и панихиду: родителей наших Андрея и Евгении Вяземских... Дениса. Давыдова, Феодора Толстого, Евгения Бара­ тынского, Александра Пушкина, Александра Тургенева, Алексея Ми­ хайловича Пушкина, жены его Елены, Василия Львовича П ушкина- Дмитрия Васильевича Дашкова, Феодора Нащокина, Александры Шаховской»3. Российские императоры по-прежнему посылали щедрые пожерт­ вования Святогробскому братству, и, по свидетельству одного из русских паломников, «над дверьми Гроба Господня висела большая, около 5 пудов весу, лампада с пятью стаканами — дар Николая Пав­ ловича, сделанная из чистого золота и усыпанная дорогими камнями»*. На протяжении столетий турецкая администрация заведовала охраной храма Воскресения, поскольку он находился в центре старо­ 1 Письма HJ В. Гоголя / Под редакцией В. И. Шенрока. Спб, 1902. Т. III. С. 420. 2 Там же. Т. IV. С. 176— 177. 3 В я з е м с к и й П. А. Указ. соч. С. 53. 4 А н и с и м о в А., свящ. Путевые записки русского пастыря о священном Востоке. Изюм, 1886. С. 290. 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz