Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
армянами, маронитами, коптами, сирийцами, эфиопами и грузинами. После 1812 года, благодаря материальным средствам и влия нию православной России, греки добились того, что католики усту пили им часть Гроба Господня, который с того времени был разделен на три части: одна принадлежала грекам, другая — католикам и третья — армянам. Такое ненормальное деление Гроба Господня продолжалось до Крымской войны (1853 — 1856), со времени кото рой межконфессиональное соперничество у Гроба Господня стало немного ослабевать. После Крымской войны особым соглашением было постановлено, чтобы в храме Воскресения все оставалось статус- кво, т. е. чтобы ни одна из христианских общин более не претен довала на места общего поклонения. Вплоть до начала X IX века число русских паломников, бывав ших в Святой Земле, было сравнительно невелико, хотя они приезжали ежегодно; их количество всегда немного увеличивалось после заклю чения очередного мирного договора между Россией и Турцией. После войны 1812 года число паломников начало возрастать от 25 до 50 че ловек в год. После 1821 года — со времени войны за независимость Греции — русским богомольцам снова стало трудно ездить на покло нение в Иерусалим; это время было тяжелое вообще для всех христиан на Востоке. Но по окончании войны в 1829 году число русских паломни ков снова начало увеличиваться и дошло до 100 человек в год. В эти годы некоторые русские христиане, как и раньше, оста вались на постоянное жительство при Святогробской общине. С неко торыми из них А. С. Норов встречался в 1835 году во время своего первого путешествия в Иерусалим к Святому Гробу. «Я имел уте шение видеть здесь трех русских иеромонахов и пользовался их беседами ,— сообщал он в своих записках .— Первый — старец Паи- сий, с давних лет переселившийся в Иерусалим, занят хозяйствен ной частью и угощением русских паломников; второй — отец Анто ний ведет также уже несколько лет келейную жизнь в самом храме; третий прибыл сюда с Афонской горы как паломник. Эти два послед ние инока служили для меня попеременно обедни у Гроба Господня и на Голгофе на родном языке. К ним присоединилось несколько русских богомольцев, и они составили небольшой, но довольно строй ный хор певчих •»'. Тот же автор отмечал, что за богослужением у Гроба Господня в пасхальную ночь «Евангелие было читано на языках гре ческом и русском»2. Стремление побывать в Святой Земле испытывали не только про стые русские богомольцы, но и представители просвещенных кругов. В 1848 году в Палестине побывал Н. В. Гоголь. Мысль Гоголя о поездке в Святую Землю и ее осуществление находились в неразрывной связи 1 Н о р о в А. С. Путешествие к семи церквам... С. 149— 150. 2 Там же. С. 163. 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz