Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
«великия церкве Святаго Воскресения врата всегда затворены. Ключи и печать держат у себя турки. И когда потребно, отверзают, полу чая от монастыря за каждое отверстие по три лева... Но россияне, как духовного, так и светского звания, имея у себя турецкие фирманы, в силу осьмой статьи заключенного между Россией и Портой при Кучук-Кайнарджи трактата (1774 г .— а. А .), входят всегда невоз бранно» 1. Несмотря на бедствия Отечественной войны 1812 года, когда защитники страны терпели голод и холод, в Иерусалимскую патриар хию постоянно поступали денежные пожертвования из России, хотя и в небольшом количестве. Но после победы над Наполеоном пожерт вования значительно увеличились. Кроме того, особенно велика была для греков нравственная поддержка России. Это было время, когда Россия приобрела славу непобедимой и благословенной страны. После восстановления храма Воскресения его внутренний вид предстал перед паломниками во всем великолепии. «Храм Воскре сения своим внутренним видом, иконостасом в четыре яруса, своими стенными украшениями, включая сюда и формы для сидения, расположенные по бокам панели, вполне напоминает соборы Москов ского Кремля ,— отмечалось в церковной печати .— И точно, главные украшения этого храма — дар России: наместные иконы в иконостасе русской работы, иконы страданий Христа на боковых стенах — жертва императора Александра I, три большие паникадила, из которых среднее чистого серебра, пожертвованы императором Николаем I. К числу особенностей храма Воскресения можно отнести: изобра жение на царских вратах двуглавого византийского орла, перешедшего потом в русский герб»2. Тот большой вклад, который с помощью России смогли внести греческие насельники в восстановление храма Воскресения, позволил им укрепить и расширить свои права на эту общехристианскую святыню. «Это единственное в мире место, которое сосредоточивает в себе столько различных обрядов; здесь греческий священник, францисканский монах, немецкий пастор, англиканский пресвитер, а также пресвитеры: армянский, коптский, абиссинский, сирийский и др. встречаются между собой для одной и той же цели, в одном и том же месте »3,— писал один из русских церковных публицистов. Но исторически сложилось так, что к началу X IX века самые чтимые места в храме Воскресения — Гроб Господень и Камень помазания тела Господня — принадлежали римо-католикам, а вообще храм был разделен на сферы влияния между представителями восьми хри стианских исповеданий и национальностей: католиками, греками, ' Путешествие во Иерусалим... иеромонаха Мелетия... С. 86. 2 Ф о м е н к о К. Указ. соч. С 41—42. 3 К о в а л ь н и ц к и й А. Указ. соч. С. 134. 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz