Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
биться этого не удалось, но в 1700 году было достигнуто соглашение о свободном доступе русских паломников в Святую Землю. Большие денежные суммы, собранные русским народом, начали поступать в распоряжение патриархов Иерусалимского и Антиохийского. В Святой Град из России по-прежнему направлялась церковная утварь и иконы. Об этом кратко упоминал о. Иоанн Лукьянов, посе тивший Иерусалим в 1710— 1711 годах. В своих записях он отмечал, что в церкви Воскресения Христова «иконное письмо все московское: царское подаяние наших государей, а письмо верховных мастеров»'. Более подробное перечисление тех пожертвований, которые были сделаны в петровскую эпоху православной Россией Гробу Господню, можно найти в книге иеромонаха Саровской пустыни Мелетия. В петровскую эпоху ко Гробу Господню из России посылались также и богослужебные книги. В те годы во время пасхальной службы у Кувуклии Евангелие читалось на четырех языках: гре ческом, славянском, арабском и турецком. Славянское Евангелие «было чрезвычайной величины ,— пишет иеромонах Мелетий .— Оно было прислано из России от патриарха Адриана в 1694 году с та ким надписанием: „Во храм великий живоносного Воскресения Гос- пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Святого Гроба Гос подня"»2. Пожертвования из России продолжали поступать в храм Воскре сения на протяжении всего XVIII века. Так, иеромонах Мелетий упоминает о трех золотых лампадах, присланных ко Гробу Господню от императрицы Екатерины Петровны (1741 — 1761). Записи иеромонаха Мелетия представляют большую ценность, поскольку он был одним из последних русских паломников, видев ших ту церковную утварь из России, которая хранилась в ризнице храма Воскресения до опустошительного пожара, случившегося здесь в 1808 году, когда был разрушен весь круглый храм вокруг часовни Гроба Господня и отчасти Голгофские приделы. По этой же причине большую ценность приобрела копия Гроба Господня в Ново-Иеруса лимском Воскресенском монастыре под Москвой; с 1808 года лишь по ней можно было судить о том, что представлял собой оригинал до разрушительного пожара. В то время русские паломники пользовались особыми привиле гиями в Святой Земле, находившейся под управлением турецкой администрации. Со всех паломников, посещавших храм Воскресения, турками взымалась плата, но от нее освобождались богомольцы из России. Об этом писал еще иеромонах Мелетий, сообщая, что 1 Л у к ь я н о в И о а н н , свящ. Путешествие в Святую Землю в 1710— 1711 гг. М., 1862. С. 71. 2 Там же. С. 215. 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz