Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
Русские христиане постоянно посещали Святую Землю, чтобы поклониться Гробу Господню. Но не всегда это представлялось во з можным, поскольку в те времена паломничество было дорогим и опас ным делом. Поэтому в середине XVII века, когда главой Русской Пра вославной Церкви был патриарх Никон (с 1652 года; скончался в 1681 году), в России было начато возведение точной копии Кувуклии ( Гроба Господня). В Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре под Москвой, созданном по благословению патриарха Никона, глав ный храм был сооружен по образцу храма Вознесения, по моде лям и рисункам, вывезенным из Палестины Арсением Сухановым. К огромному объему собора примыкала с запада ротонда, в центре которой, по примеру иерусалимского храма, возвышалась Кувуклия — Гроб Господень, богато отделанная майоликой. Всем окрестным местам патриарх Никон дал наименования, повторявшие названия древнего Иерусалима — река Истра превратилась в Иордан, ближай шая роща стала Гефсиманским садом и т. д. В 1453 году, когда пал «второй Рим» — Константинополь и Византийская империя прекратила свое существование, Россия оста лась единственным православным государством, которое сохранило национальную независимость. Именно в эту эпоху и был сфор мулирован тезис: «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». Поэтому патриарх Никон и стремился создать Ново-Иерусалим ский монастырь с храмом Воскресения, который, повторив святыни древнего Иерусалима, привлек бы на Русь сотни тысяч богомольцев. Русскую иерархию давно уже волновала мысль о создании около Москвы всемирного центра Православия. Но одновременно с этим Россия оказывала духовную и материаль ную поддержку православным христианам, находившимся под турец ким игом. Большие материальные пожертвования направлялись на Ближний Восток. Русские цари присылали греческому духовенству, состоявшему при Гробе Господнем, не только золото и «мягкую рухлядь» (меха), но также и иконы и другие предметы церков ного искусства. «Посреде тое великие церкви устроена церковь, именуется соборная ,— писал один из русских паломников о храме Воскресения Христова .— А иконы в той церкви присланы блажен ные памяти от великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича (1613— 1645 годы .— а. А.) всея великия Руссии, обло жены серебром». В период между 1676 и 1812 годами Русская и Оттоманская (Турецкая) империи семь раз вступали в войну. В 1699 году после одержанной над турками победы был заключен мирный договор в Карловицах. Он имел большое значение в том смысле, что это была первая попытка Петра 1 встать на защиту христиан — подданных Оттоманской империи. Россия настаивала на внесении в договор пун кта о полном возвращении православным грекам Гроба Господня. Д о 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz