Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
«Тогда ,— продолжает игумен Даниил ,— он милостиво и любовно разрешил мне поставить кандило на Гробе Господнем...»1 Среди паломников, посещавших Иерусалим, издавна бытовала тра диция поминать у Гроба Господня имена своих родных и знакомых, живых и усопших. Игумен Даниил свято соблюдал этот обычай и свидетельствовал о том, что он «во всех местах никогда не забывал русских князей и княгинь, их детей, игуменов, бояр и детей своих д у ховных и всех христиан... Заказывал 50 литургий за здравствующих русских князей и всех христиан и 40 литургий отпели за умерших»2. Точно так же исполнил этот обычай другой русский паломник — диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, который путешествовал по Ближнему Востоку в 1419— 1422 годы. Он добрался до Иерусалима в «день святого Воскресения», но с большими трудностями, «из-за препятствий обозленных арабов». У Гроба Господня русские паломники изливали свои самые сокро венные чувства и желания. Княжна Ефросиния, игумения Полоцкая, под конец своей жизни посетила Иерусалим и, поклоняясь Гробу, молилась Воскресшему Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты сказал: «просите и дастся вам». Благодарю Тебя, что я, грешная, получила все, что просила: сподобилась видеть святые места, которые Ты освятил Твоими пречистыми ногами, и лобызать Святой Гроб, в котором Ты почил за нас пречистою Твоею плотию. Но и еще прошу у Тебя единого дара — дай мне скончаться в этих святых местах!»3 Желание св. Ефросинии Полоцкой исполнилось: она скон чалась в Святой Земле в 1173 году и была похоронена в одной из палес тинских обителей. (Впоследствии ее мощи были перенесены в Киев, а в 1910 году — в Полоцк, в основанный ею монастырь.) На протяжении столетий храм Воскресения не раз страдал от раз граблений и перестраивался. В 1555 году папа Юлий III (1550 — 1555) и император Карл V с разрешения султана Сулеймана пожерт вовали средства для восстановления Гроба Господня, который был на грани разрушения. Греческие монахи, издавна подвизавшиеся у Гро ба Господня, называли эту святыню Кувуклией. По поводу этого термина в русской литературе приводится следующее объяснение: «Кувуклия — латинское испорченное слово diculum ( кубикулюм), что значит спальня, опочивальня, а на придворном языке в Византии этим именем называлась царская сокровищница. И в том и в другом значении название Св. Гроба Кувуклией весьма удачное и вполне соответствующее понятию неоцененной сокровищницы, в которой три- дневне плотию опочил, яко мертв, Спаситель рода человеческого»\ 1 Хожение Даниила... С. 249—250. 2 Там же. С. 254. 3 Цит. по: М а р к о в Е. Путешествие по Святой Земле. Спб, 1891. С. 87. 4 Путеводитель по Святой Земле. С. 110. 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz