Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
святой царицы Елены, а купол был открыт и не скрывал от паломников того неба, куда вознесся Господь. Но со временем многое здесь при шло в упадок, и Кир Бронников, побывавший здесь в 1821 году, пи сал о том, что «там была прежде церковь, но ныне оной нет, а только на довольное пространство остались кругло обведенные около того места каменные стены, составляющие ограду»'. Ныне этим местом владеют мусульмане, но можно и христианам войти в малую молельню и поставить свою свечу, где след стопы Христовой обрамлен мрамором. Во дворе мусульмане разрешают хри стианскому духовенству совершать службы в дни праздников на поставленных там каменных престолах. Рядом с этим местом распо ложен русский Елеонский монастырь. «Недалеко от места Вознесения Господня находится русское мес то, составляющее самую вершину священной горы ,— писал в 1884 году протоиерей А. Ковальницкий, очевидец строительства монастырских зданий .— Мы здесь порадовались, смотря на вновь воздвигающуюся прекрасную русскую церковь, имеющую быть посвященною Возне сению Господню; эта церковь вчерне уже совершенно окончена... За сим пошли мы к месту закладывающейся колокольни, которая, по мысли русских строителей, должна возвышаться настолько, чтобы быть видимой со Средиземного моря и служить указательницей местности Святого Града для приближающихся к Святой Земле русских паломников»2. Мы проследовали в монастырский храм Вознесения Господня. Храм греческого стиля, построен на самой вершине Елеонской го ры, на большом участке, купленном в 1870 году архимандритом Антонином (Капустиным). Вскоре был построен храм греческого сти ля, высокая колокольня «русская свеча» на Святой Земле и приют для паломников. Монастырь был учрежден в 1903 году, через три года был утвержден как община Святейшим Синодом; были построены келии, гостиница, богадельня, открылись золотошвейные и иконопис ные мастерские. До первой мировой войны обитель переживала пе риод расцвета. Затем началась война; турецкие войска заняли мона стырь и храмы, духовенство и многие инокини были высланы в Александрию (Египет). После войны, когда инокини вернулись в обитель, положение радикально изменилось, и сегодня здесь снова возродилась духовная жизнь. Гордостью Елеонской обители является ее высокая белая ко локольня, тонкой стрелой подымающаяся ввысь. Нам было разреше но подняться на колокольню, посмотреть на колокола и особенно на громадный колокол, который был отлит в России, морем довезен до Яффы, а оттуда русские богомольцы на руках доставили его в Иерусалим. 1 Путешествие... Кира Бронникова... С. 70. 2 К о в а л ь н и ц к и й А. Указ. соч. С. 104. 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz