Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
566 года. Таким образом, стало ясно, что русское подворье и храм основаны на месте монастыря и церкви VI века; стало известно точно и имя его основателя'. Русский исследователь М. Ростовцев сообщал и некоторые другие подробности о раскопках, проведенных вблизи остатков древнего храма в Иерихоне: «К сооружениям монастырским и церковным, может быть, принадлежало и любопытнейшее сооружение, находя щееся недалеко от церкви ,— писал он .— Я имею в виду куски боль шого гранитного (синайский гранит) цилиндрического камня, по крытого снаружи орнаментом в виде сетки или медового сота и встроенного в мурованный цилиндр, сооруженный над колодцем или ямой, в которую сбоку ведет лестница. Вверху посредине в мурованном цилиндре сделано отверстие, ведущее в упомянутое углубление или колодезь»2. Русские исследователи осознавали ту большую важность, кото рую представляли раскопки на русском участке в Иерихоне. Было обращено внимание на необходимость исследовать этот участок более подробно в археологическом отношении. Но, к сожалению, целый ряд обстоятельств не дал возможности продолжить так успешно начатое дело, и в первую очередь события, связанные с первой мировой войной. В небольшом селении близ Иерихона нам показали и пень, остав шийся якобы от сикоморы, на которую влез праведник Закхей, пы таясь разглядеть в толпе учеников Иисуса Христа. Говорю об этом, подчеркивая: здесь, у впадения Иордана в Мертвое море, буквально некуда вступить, чтобы ненароком не осквернить того или иного места, связанного со Священным Писанием. Можно, конечно, сомне ваться в достоверности, глядя, например, на ничем не примечательный камень, на котором, оказывается, обязательно сидел или стоял если не пророк, то праведник. Но как бы там ни было, именно с этими местами вот уже десятки веков связывают историю своего возникновения великие религии мира. И лично на меня большое впечатление произ вела так называемая Сорокадневная гора, на вершине которой находится греческий православный монастырь Иоанна Предтечи. Подняться туда можно только пешком, ступая по острому гравию каменистых оползней. По преданию, Иисус взошел на гору, чтобы испытать себя перед великим служением людям. Он пребывал в молитве 40 дней, соблю дая полный пост. И под конец силы оставили его, чем не замедлил воспользоваться Сатана, предложив Иисусу свои способы спасения человечества. «Сделай эти камни хлебами, накорми людей, и они пой дут за тобой»,— сказал искуситель. Но Христос ответил: «Не хлебом 1 См.: Р о с т о в ц е в М. Указ. соч. С. 263. 2 Там же. 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz