Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
лишь развалины некогда цветущей обители. «Возвращаясь от Иор дана , влево видели мы верстах в пяти от реки назад, от Мертвого же моря, которое также в виду было, на север развалины древнего мо настыря преп. Герасима ,— писал об этой обители иеромонах Меле- тий в 1794 году .— Сему святому мужу в благодарение, как пишется в житии его, за извлечение из ноги занозы лев поработал до кончины его, по которой и сам рынувшись с прискорбием над гробом его издше». Сегодня монастырь св. Герасима снова восстал из развалин бла годаря усердию греческих насельников, и мы имели здесь встречу с гостеприимным наместником. В монастыре преп. Герасима нам показали пещеру, в которой укрылись и отдыхали Богородица с Мла денцем Иисусом и Иосиф Обручник на пути в Египет... Грудами камней и квадратами раскопок является нынче Иери хон — самый древний город в мире. Неприступные стены города- крепости сдерживали натиск воинственного царя Иисуса Навина, но рухнули, также не без божьей помощи, от одного звука священных труб: «...и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Впрочем, как свиде тельствуют археологи, древние иудеи следовали принципу, хорошо выраженному в известной русской поговорке «На бога надейся, а сам не плошай»: под развалинами стен обнаружены многочисленные подкопы со следами костров. И трубный глас мог быть лишь сигналом к зажж ению костров и очередному, последнему штурму крепости. Впрочем, более обстоятельно рассказывает об этом отец Августин. Руины древнего города издавна привлекали исследователей, прав да, раскопки, произведенные в Иерихоне, в основном были организо ваны иностранными археологическими обществами. Но картина будет неполной, если не упомянуть о тех трудах, которые были предпри няты там представителями Православного Палестинского Общества. Начало этим раскопкам положил в 1875 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин). Впоследствии, в 1886 году, Палестинское Общество ассигновало 1500 рублей на рас копки в Иерихоне на русском участке; раскопки были начаты Д. Д. Смышляевым'. В саду, расположенном на русском участке в Иерихоне, издавна были видны остатки мозаичных полов. Русский археолог Я. И. Смир нов исследовал их в 1891 году и установил, что они являются остатками частного дома. «На значительном пространстве обнаруживаются следы разрушенных домов: на пустырях видны небольшие холмики, образовавшиеся отразвалившихся зданий, на одном из них лежит база 1 Сообщения Православного Палестинского Общества (СППО). 1907. С. 447. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz