Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

которые «держат на откупе» палестинские святыни, все настойчивее любыми путями проникают сюда. Тогда же утверждается мысль, что только в России восточное православное предание сохраняется во всей чистоте и полноте. А за это можно и пострадать, терпя ли­ шения на нелегком пути к Гробу Господню. В средние века появилась традиция оставлять описания своего «хождения». Так у русского паломничества к иерусалимским свя­ тыням появилось обширное литературное наследие. Одни шли, дабы замолить личный грех и исполнить давнишний обет. Другие — просто из желания постранствовать, побывать в тех заповедных странах, о которых ходило тогда столько заманчивых рассказов. И этих любителей путешествий к святым местам было на Руси так много, что св. Иоанн Новгородский разрешил даже подвергать епи- тимии — наказанию тех, кто связывал себя обетом идти в Иерусалим, «ибо эти обеты губят землю», потому что отвлекают рабочие руки от полезных трудов и приучают людей к бродяжничеству и без­ делью... Идея учреждения Русской духовной миссии в Иерусалиме воз­ никла в середине прошлого века. Тогда в Святейшем синоде Рос­ сийской империи решили утвердить постоянное пребывание на Святой Земле русского архимандрита и нескольких монахов, которые должны были вести богослужения для паломников. В 1859 году образовалось Православное палестинское общество, которое заботилось о быте рус­ ских странников, занималось школьно-просветительской деятель­ ностью, вело научно-археологические изыскания, издавало свои жур­ налы. На пожертвования императорской семьи Романовых и рядовых паломников приобретались земельные участки, на Святой Земле воз­ никали русские поселения, строились храмы. Деятельность Палестинского общества оборвала первая мировая война. И только в 1919 году, после развала Османской империи, в Иерусалим стали возвращаться русские монахи... Около часа мы, изнывая от жары, искали здание этой самой духовной миссии. Телевизионщики из «Клуба путешественников», проклиная все на свете, несли свои громоздкие камеры и акку­ муляторы , остальные — котомки с хлебом и консервами (за недели плавания мы приучились всегда брать еду с собой, дабы не тратить валюту в весьма дорогих, особенно в Израиле, забегаловках ). Больше всех нервничал Батюшка, ведь он обещал настоятелю миссии быть в шесть часов вечера, а уже смеркалось и время близилось к семи часам. Наконец среди путаницы улиц и переулков арабской части города заблестели в лучах заходящего солнца кресты Троицкого собора. Рядом — двухэтажное, какое-то квадратное здание, над одной из две­ рей которого рельефными буквами начертано: «Русская духовная мис­ си я в Иерусалиме». Звоним. Затем стучим — в двери, в окна. Никто не 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz