Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

отчаянный террорист; бывший сборщик налогов Матфей; Фома, кото­ рый неверующий; Иосиф Варсава и другие, о которых, кроме имен, не сохранилось никаких сведений. Южанином, то есть негалилеянином, был лишь Иуда из Кариота, предавший Христа. Зачем я перечисляю эти имена? Да прежде всего хочу сказать, что нельзя, как это делалось в Стране Советов до сих пор, называть все, что связано с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, «сказками для верующих». И это еще самое безобидное определение. Но д а­ вайте все же поверим в реальность существования всех этих людей и попробуем окунуться в те не менее драматичные годы двухтыся­ челетней давности. Параллель с нашим временем теснейшая: в дрож а­ щем мареве над городами раздираемой противоречиями Палестины физически ощущается ожидание приближающихся великих событий. И каждый облекает это ощущение неизбежности перемен в привычную для себя форму: римляне говорят о скором Царстве Сатурна (а что только не говорят сегодняшние астрологи!), иудеи готовятся к встрече Мессии, народные проповедники клеймят пороки богачей, возвещая грядущий Суд (что-что, а клеймить нынче мы все умеем). То есть тогда, в начале нашей эры, ж аж да очищения, обновления, все­ общего духовного и общественного перерождения достигла предела. Кроме того, будучи покоренными Римской империей, иудеи оказались в самой гуще мирового политического, социального и религиозного брожения. Да, имперский орел гордо раскинул тогда крылья от Атлантики до Передней Азии. Выкачивая из отдаленных провинций колос­ сальные подати, Рим становится как бы всемирной столицей. Под­ купами, обещаниями, принуждениями римские диктаторы разгромили у себя на родине республиканскую партию и создали режим военной диктатуры. Так возникла единовластная тирания. Однако возвыше­ ние империи сопровождается социальными конфликтами. Но самым грандиозным кризисом эпохи был кризис духовный (как и в наши Дни). Античные мифы, которые рассказывали о богах Греции и кото­ рые затем перешли на римских богов, вызывали только насмешки. Именно поэтому, завоевав Восток, римляне с особым интересом обратились к различным восточным культам, которые вскоре получили огромное распространение. Вместе с ними начался неслыханный рост суеверий и шарлатанства, а как производных от них — скепти­ цизма и атеизма. Разочарование в, казалось бы, незыблемых идеалах сопровождалось падением нравов, но вместе с тем и искренней тягой к очищению. Человечество стояло на перепутье. Будь безразличен к радостям и печалям жизни, погрузись в созерцание — призывали стоики; очи­ щай себя от материи, ибо она зло — говорили персидские маздеисты; изучай природу, ищи спасение в знании — заявляли греческие и римские философы ; ищи счастье в удовольствии — проповедовали 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz