Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
движимо не только и не столько религиозным фанатизмом — оно как зеркало отражало и подтверждало духовное благочестие русских людей, способствовало утверждению в русском церковном сознании идеи единства православного мира, идеи священной укоре ненности русской религиозной традиции. (Эти высокие слова написал протоиерей Александр Кравченко, ректор Одесской духовной семи нарии. Я их вычитал в одной из газет.) Так вот, особенно доставалось паломникам после падения Иеру салимского королевства крестоносцев, то есть когда в конце XII века великий арабский воитель Салах-эд-Дин (по-нашему говоря, С ала дин) разбил христиан у этого самого Галилейского озера. Инок Троице-Сергиевой лавры, некто Зосима, побывав в Палестине, так записал в своем дневнике: «За Иеросалим никто ж пойти не может ради злых арапов: бьют бо без милости». Четко и без сантиментов. Что мы, советская образованщина, вообще знаем о Галилее, о Езд- рилионской равнине, на просторах которой сражались войска Иисуса Навина, Тамерлана, Саладина, Ричарда Львиное Сердце? Что мы знаем о провинциальном городке Назарете, где две тысячи лет назад подросток по имени Иисус помогал отцу-отчиму мастерить нехитрые поделки из дерева? Будем же откровенны: что мы, нынешние, знаем о священной земле Палестины кроме навязших в зубах устойчивых словосоче таний типа «западный берег реки Иордан» или «сектор Газа»? Поэтому мне не стоит опасаться повторений в своих заметках. А для начала сообщу, что вода в том самом Иордане мутная, дно илистое, но рыбы много. Есть даже черепахи, которые легко переплывают от одного берега к другому, не деля их на западный или восточный. Да и мы меньше всего думали о политике, остановившись на месте, где принял крещение Иисус Христос. Просто приятно было спрятаться от жары на тенистом бережке или побродить по мелководью по колено в воде. Жаль,пить ее нельзя — хоть и священная река Иордан, но мутновата на вид. Нет, не случайно детские годы, отрочество и юность Иисуса прошли на берегу Галилейского, или Тивериадского, или Гениса- ретского,озера-моря. Есть на планете места, которые благодаря своей исключительности, уникальности, величию дают миру мужественных и талантливых людей. Как Байкал для Сибири, как Беломорье для Русского Севера, как Волга для России — так и Галилейское озеро Для Палестины. Почему так происходит? Для любого человека цели тельна и необходима, как пища и питье, окружающая его природа. Чтобы встречать восходы на вершинах гор или соперничать со сти хией в открытом море, чтобы не было в душе ростков нелепого скеп тицизма, а зеленели дружные всходы самоутверждения и радости ощу щения себя в изменяющемся, но вместе с тем вековечном потоке жизни, в душе человека должны быть гармония, а не болезненно 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz