Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
ГЛАВА XVI, целиком состоящая из записок русского па ломника, побывавшего в XIX веке в Мирах Ликийских К середине X IX века позиции России в Средиземноморье упро чились. Москва — «Третий Рим», унаследовавшая славу «Второго Рима» (Константинополя ) ,— по праву считала себя ответственной за судьбы православных святынь на Ближнем Востоке и в Малой Азии. Неоценимое влияние на судьбу храма святителя Николая в Мирах Ликийских оказал русский исследователь и публицист А. Муравьев, посетивший это место в 1849 году. Именно он привлек внимание русской общественности к бедственному состоянию общехристианской святыни. Его записки, посвященные этой проблеме, настолько содер жательны, что уместно привести их целиком, ничего не опуская. Итак, пароход, на котором находился русский путешественник, встал на рей де напротив Мир Ликийских (Д ем рэ), и А. Муравьев вместе с офи цером и шестью матросами, сопровождавшими его ради безопас ности, ступили на турецкий берег... Муравьев А. Мирликийская церковь и гробница святителя Николая Чудотворца. М„ 1850. С. 8— 17: С. 8. Т ак мы пустились в путь, вслед за нашим вожатым, по стезе, едва про ложенной среди развалин вдоль левого берега речки и залитой дождями. Поляна Миры обратилась в обширное болото, но мы уже не смотрели на воду, и все подвигались вперед к священной цели. Чудные развалины из громадных камней представлялись нам на пути, потому что начиная от устья и до самого храма простиралась древняя Мира по обеим сторонам живописной реки; но нам не когда было останавливаться, чтобы любоваться ими; самую речку прошли мы вброд, и хотя совершенно промокли ноги, однако не приключилось от того никакой болезни, несмотря на то, [что] я легко подвергаюсь простуде. Когда нравственное чувство преодолевает физическое, тогда человек господствует луч шею своею природою над худшею. Наконец мы увидели пред собою на довольно обширной равнине, у подошвы горы, увенчанной замком, величественные развалины бывшей обители нового Сиона, основанной дядей великого Чудо творца, и где сам он святительствовал столько лет; и сердце наше исполнилось С. 9. живейшей радости! Сюда, сюда, в пустынную Миру Ликийскую, а не в калабрийский чуж дый нам город Бар должны стремиться благочестивые православные поклон ники, чтобы достойно почтить память великого Чудотворца Николая над его гробом. Если в XI веке казалось утешительным, что мощи его перенесены были из страны, уже обладаемой варварами сарацинскими, в землю христианскую, находившуюся еще под властью духовного вселенского Патриарха Цареград ского, то с тех пор все изменилось; весь берег западной Италии, именуе 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz