Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

что его реальная жизнь, насыщенная делами благотворительности, со временем смешалась с образом сказочного рождественского Деда Мороза. Знаменитым св. Николай стал и потому, что он оказывал покро­ вительство похищенным детям. Таких детей он отыскивал и возвра­ щал родителям. В начале XVI века во Франции бытовало предание о святом Николае и о подарках, которые он раздавал. В это время истории, свя­ занные с щедростью святителя, распространялись и в других странах Европы. Европейские переселенцы, обосновавшиеся в XVII и XVIII веках на американском континенте, привезли с собой мно­ жество преданий о Святом Угоднике Божием, несмотря на то, что в основном эти переселенцы были протестантами. В XVI веке Протестантская Церковь запретила празднование памяти святителя Николая, как, впрочем, и поклонение всем другим святым. В этом ей виделся «пережиток» католичества, и про­ тестантское духовенство пыталось заменить почитание святителя Николая, прибегнув к старинному фольклору и творческому вообра­ жению. Появилось множество персонажей, дарящих подарки, но все же традиционный образ святого Николая оставался самым почитае­ мым у американских колонистов. И когда появился город Новый Амстердам, одной из первых церквей, построенной первопоселенцами из Голландии, была церковь Синтер Клаас, или, как ее еще называли, Синт Николас. Когда в Новом Свете усилилось влияние англичан и Новый Амстердам стал Нью-Йорком, церковь получила новое название — «Санта Клаус», одно из англосаксонских имен святого Николая. Это имя церковь сохранила до наших дней. Таким образом, имен­ но за океаном приходится искать итог смешения самых разнородных верований, соединившихся в образе сегодняшнего Деда Мороза. Дед Мороз, которого мы знаем сегодня, появился незадолго до Рож­ дества 1822 года, когда американский писатель Клемент Кларк Мур написал свою поэму «Приход Святого Николая». Ее-то появление и считают днем рождения Деда Мороза. В более чем двух десятках четверостиший рассказывается о таинственной ночной встрече одного мальчика со святым Николаем накануне Рождества. Святитель Ни­ колай принес мальчику подарок. В результате метаморфозы святой Николай разъезжает уже не на ослике, как это принято было в Малой Азии, но на оленях, которые мчат его по всем континентам, и живет он теперь не в Мирах Ли­ вийских, а на Северном полюсе. И теперь у него в руках не епископ­ ский посох, а мешок с игрушками. Многочисленные предания, которые некогда вместе с колонистами пересекли Атлантику, теперь вновь возвратились в Старый Свет. Как и в Америке, Дед Мороз способство­ вал примирению людей. В результате многовековых наслоений пер­ 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz