Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.

ковь велика; ныне же разорено есть все; половина тое церкви ограж­ дена и тут совершают службу, а над гробом святого Николы есть часовня и доныне каменная, а христиан тут нет никого — все турки, а поп приезжает из Кастелероза для богомольцев»'. Уже упоминавшийся иеромонах Ипполит Вишенский дополняет сведения своего предшественника — иеродиакона Ионы: он описывает те трудности, которые ему пришлось преодолевать на пути к этой святыне. Вот как проходила морская часть его паломничества вдоль Анатолийского побережья, совершенного в марте 1708 года: «От Кико- ва пошли у землю Анатолискую у з берег, боялися разбойников на мири, и пришли под Мирликию город, и шли миль сто; высокие там горы, же низше гор ходят облаки, а промеж гор снеги не рос- тают; там под Мириликиею ночовали при брезе, марта 20»1. Сойдя на берег, черниговский паломник отправился пешим путем к чтимой гробнице: «От берегу до церкви святителя Христова Нико­ лая, где святый лежал во гробе, ходу една година ( час .— а. А .), от бере­ га через гору» \ Турецкое влияние чувствовалось там на каждом шагу: местная администрация ограничивала деятельность православных хри­ стиан на подвластных ей землях. Вот что говорится по этому поводу в записях Ипполита Вишенского: «А тая церковь стоит св. Николая, тилько еден священник свецкий (женатый .— а. А .) доглядает. Не можно жити законникам (вероятно, монахам при этом храме .— а. А .), бо турки не любят»'. Другой русский паломник, саратовский иеромонах Мелетий, побы­ вавший здесь в 1794 году, во время своего путешествия к Святой Земле, писал о Мирах Ликийских: «Ныне в селении тут находящемся жителей христиан никого нет, а все турки. Гроб каменный св. Ни­ колая, в котором до изнесения лежало тело его, находящийся при запустелой и обветшалой церкви, окрестные христиане посещают. Священник в день памяти святого, приходя из Кастелоризы, совер­ шает Божественную службу. Один христианин, с женой своей житель­ ствуя ныне при церкви, возжигает кандило (лампаду .— а. А .), го­ рящее у гроба перед иконою сего чудотворца, и принимает при­ ходящих посетителей»^. В начале прошлого столетия влияние России на Ближнем Востоке стало увеличиваться, и все большее число паломников из России имело возможность посещать Святую Землю. Но по-прежнему не­ многим из них доводилось посещать древние Миры Ликийские, 1 Повесть и сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева монастыря черного диакона Ионы, по реклому Маленького. 1649— 1652 гг. Спб, 1895. С. 27. Пелгримация... Ипполита Вишенского... С. 28—29. 1 Там же. С. 29. 4 Там же. Путешествие во Иерусалим... иеромонаха Мелетия... С. 213. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz