Георги, В. С. К святой земле под парусом «Надежды» / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1992. - 242,[1] с.: ил.
дый раз, когда это было возможно (часто с опасностью для себя ), они с радостью возвращались обратно — под власть Византии. Так бы ло, например, в 1060 году, но ненадолго; после трехлетней осады Бари пал и снова оказался под властью норманнов. В 1156 году жите ли затеяли было переговоры с Византией, но за это подверглись гонениям: город был взят и разрушен сицилийским королем Виль гельмом Злым (1154 — 1166). Важно помнить эти страницы истории, чтобы было понятно, поче му событие перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари восприни малось и воспринимается ныне (во всяком случае русскими христиа нами) как событие, касающееся внутриправославного мира. Что и позволяет нам в день праздника перенесения мощей 9 мая ( по старому, юлианскому, календарю, который тогда, естественно, был календарем и в Бари) повторять за праздничным богослужением: «Днесь град Барский радуется, и с ним вся вселенная ликовствует...» ( В календаре Греческой Церкви праздник «перенесения мощей святителя и чудо творца Николая из Мир Ликийских в Бар град» по понятным причи нам отсутствует, ведь вскоре после разделения Западной и Восточной Церквей (1054 г.) Италия стала католической.) Между тем город Миры, как и другой город — гавань Патры, ро дина святителя Николая, постепенно пришли в запустение и оказа лись занесенными илом и песком. Больше того, уровень земли всей области поднялся за несколько столетий на 8 метров, и храм, в кото ром святительствовал Николай Чудотворец, находится теперь гораз до ниже теперешнего уровня земли. И хотя мощи святителя Николая с 1087 года почивают в Бари, храм в Мирах Ликийских (Демрэ) по-прежнему посещался многочисленными богомольцами. В 1453 году Византийская империя пала под натиском турецких войск, после чего анатолийские земли перешли под власть султана. Но турки с почтением относились к памяти святителя Николая. Как сообщал черниговский паломник иеромонах Ипполит Вишенский, побывавший в Мирах Ликийских в марте 1708 года, в церкви, где ранее покоились мощи святителя, «есть и до днесь чуда от святого гроба, не тилько нашим христианом исцеление есть, але и туркам неверним бывает помощь. Если кто згубыт верблюда, или осла, или коня, аще принесет до гроба свечку, и кланяется, зараз знайдет »'. В прошлом состояние этого места, дорогого сердцу каждого христианина, было плачевным, но турецкие власти не препятствовали христианам молиться у гробницы святителя. Так, иеродиакон Троице- Сергиева монастыря Иона, побывавший в Мирах Ликийских в 1652 го ду, сообщает: «Приидохом в Миры Ликийские и молебствоваши у святого Николы; ту бо бе монастырь великий и здание чудное и цер 1 Пелгримация или путешественник честного иеромонаха Ипполита Вишенского во святый град Иерусалим. М., 1877. С. 29. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz