Ферсман, А. Е. Занимательная минералогия : с 100 рисунками / А. Е. Ферсман. - 3-е изд., доп. - Ленинград : Кооперативное издательство «Время», 1933. - [299] с. : ил.

мененный к декорации этой комнаты, еще увеличивает трудность решения задачи. Несмотря на все технические затруднения, непрочный хрупкий материал янтаря отлично приспособлен к сложным формам орнамента; наряду с ним украшают рамки и панно барельефы, маленькие бюсты, резные фигуры, гербы, трофеи и т .д ., — все из янтаря. Теперь пройдем в другую замечательную комнату дворца— в Лионский зал. Лионский зал, подобно агатовой и янтарной комна­ там, представляет по художественному использованию камня неподражаемое произведение искусства. Переделки эпохи Александра II, новая бронза, заменившая един­ ственные в своем роде произведения старых бронзовых мастерских, кричащие краски ярко-синих подделок н о ­ вого времени несомненно в значительной степени о с л а ­ бляют эффект первоначального замысла знаменитого архитектора Камерона. Особенность и красота это го зала в том, что, подобно янтарной комнате, он облицован одним камнем— нежно­ синим лазуритом, одним из самых замечательных цвет­ ных камней. Ла зурит был, главным образом ,исполь зован для ниж­ ней облицовки зала, для каминов и украшений рам, з е р ­ кал над каминами и наличников дверей. Простота линий, незагроможденность бронзой и мягкость контуров о с о ­ бенно привлекают в украшениях дверей, прекрасных по сочетанию красок различных сортов дерева. Нежно-си­ неватый лазурит с белыми и серыми пятнами, местами фиолетовой главколитовой окраски, большое количество включений слюдистых оторочек, кальцита и железного колчедана с ржавыми пятнышками вокруг— все это при продуманном подборе, стремившемся сгладить и уничто­ жить резкие переходы, составляет красоту камня в этой старинной облицовке; небезынтересно, однако, вспомнить, что именно эти самые включения, эта мягкость тона и 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz