Ферсман, А. Е. Занимательная геохимия : химия Земли / А. Е. Ферсман. - Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. - 303 с. : ил.

ВВЕДЕНИЕ Несколько лет тому назад я напи­ сал „Занимательную минералогию". Ко мне приходили десятки, сотни пи­ сем от учеников, рабочих и различных специалистов. В этих письмах я видел столько неподдельного, живого увле­ чения камнем, его исследованием и историей его использования. В неко­ торых детских обращениях было вместе с тем так много молодого задора, смелости, бодрости, энергии.. . Меня увлекли эти письма, и я решил напи­ сать вторую книгу для юношества, для нашей будущей смены. Моя мысль за последние годы ушла в другую область, гораздо более труд­ ную, гораздо более отвлеченную, в за­ мечательный мир — мир почти беско­ нечно малых, ничтожных крупинок, из которых сложена вся природа и сам человек. За последние двадцать лет мне при­ шлось принимать участие в создании целой новой науки, которую мы назы­ ваем г е о х и м и е й . Мы создавали ее не сидя за листом бумаги в удобном кабинете,—эта наука рождалась из мно­ жества точных наблюдений, опытов, измерений; она рождалась в борьбе за новое, марксистское понимание нашей жизни и природы, и прекрасны были те минуты, когда завершались новые главы этой науки будущего. Что же занимательного я буду рас­ сказывать о геохимии, да и что это за наука? Почему не просто химия, а г е о х и м и я ? И почему о ней пишет не химик, а геолог, минералог, кристал­ лограф? Ответ на этот вопрос читатель получит, в сущности, не в первом очерке; нет, там будет сказано о мно­ гом, но кратко. Поймет глубину и зани­ мательность геохимии только тот, кто дочитает книгу до конца. Тогда он скажет: „Вот что такое геохимия, какая интересная, но труд­ ная наука! Как мало я еще знаю просто химию и геологию, да и ми­ нералогию, чтобы ее полностью по­ нять!" Но понять ее стоит, так как буду­ щее геохимии гораздо значительнее, чем это думают: именно она вместе с физикой и химией овладеет миром и подчинит воле человека величайшие запасы энергии и вещества. Раньше чем закончить это введе­ ние, я хочу обратиться к читателям с несколькими советами, как читать эту книгу. Ведь мало сказать, что надо читать, часто еще гораздо важнее ска­ зать, как надо читать, каким образом надо изучать книги и научиться из­ влекать из них больше пользы. Одни книги читают запоем, когда интерес­ ный рассказ увлекает вас и вы не можете оторваться от него, пока не прочтете до самой последней страницы. Так читают, например, занимательные приключенческие романы. Другие кни­ ги надо изучать: в них изложена или целая наука, или отдельные научные проблемы. Последовательно излага­ ются научные данные, описываются явления природы, делаются научные выводы. Такие книги нужно читать, вникая в каждое слово, не пропуская 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz