Ферсман, А. Е. Занимательная геохимия : химия Земли / А. Е. Ферсман. - Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. - 303 с. : ил.
до миллиона соединений. Беспредельны еще границы роста все новых и новых получаемых в лабораториях молекул. Как грандиозны эти цифры по сравнению с теми 2500 соедине ний, которые мы знаем в природе, а меж ду тем именно природа и стала нас учить химическим наукам. Она лежит в основе нашей промыш ленности. Минеральное сырье определяет направление химических лабораторий, и идея строения вещества и ход химических реакций были созданы на основании природных веществ. Вот почему именно геохимия перебросила мост меж ду хими ческими и геологическими науками. Она сумела не только раскрыть вместе с кристаллографией строение кристаллов, но и определила собой пути развития промышленности, изучая свойства и запасы мине рального сырья в мире. Таким образом сплеталась цепь научных дисциплин от геологии к геохимии, от геохимии к химическим наукам — к физике. И в этой цепи окончательной целью всех дисциплин было не только усовер шенствование естественных наук, как говорил Ломоносов, но и созда ние и умножение тех благ жизни, для которых работает и трудится человек. И поэтому вторая проблема — создание новых ценных веществ, завоевание сырья для народного хозяйства — явилась величайшим основным стимулом в наши дни, и технология тесно сомкнулась с гео химией, изучая свойства руд и солей, выясняя распространение в них редких элементов, выискивая пути наилучшего и наиболее полного использования наших недр. И сочетание химии, геохимии и технологии привело нас к той химической промышленности, которая готовит на смену веку железа век химии. Мы не будем дольше остана вливать ваше внимание на том, какие блага человечеству принесло и принесет еще развитие химии и химических дисциплин; об этом мы говорили раньше, когда писали об истории атома в истории челове чества, к этой задаче вернемся и в следующей главе, когда попы таемся набросать картину будущего наших наук и их достижений. Нас сейчас интересует другое: каким является и должен быть ис следователь, тот, кто двигает науку, создает научные лаборатории и за воевывает этим окружающий нас мир. Речь идет о современном хи мике. Химики прошлых веков брали из породы отдельные вещества, эле менты, и изучали их в своих лабо раториях вне той связи, которую эти предметы имеют со всей природой. Сейчас мир раскрыт человеком как сложная система, в которой все Рентгенометрическая лаборатория. 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz