Ферсман, А. Е. Занимательная геохимия : химия Земли / А. Е. Ферсман. - Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. - 303 с. : ил.

латинский или чаще всего греческий язык. Таковы, например, аквам а­ рин (цвета морской воды), аурипигмент (окраска золота), лейцит (от 'греческого слова лейкос — белый), криолит (от греческого слова —лед), целестин (от латинского слова — небо). Очень многие названия происходят от физических и химических свойств минералов, так, блесками называются минералы сереброподоб­ ные, колчеданами — медно или бронзоподобные, шпатами — минералы, которые обладают способностью раскалываться по некоторым напра­ влениям (спайность), обманками — такие минералы, которые содержат металл, о чем трудно догадаться по их обманчивому внешнему виду. Некоторые минералы называются смолками по их сходству со смолами. Алмаз получил название от греческого слова „адамас", то есть не­ оборимый. Наконец, нельзя не признать, что многие минералы получили правильное название по тем химическим элементам, которые пре­ имущественно входят в их состав. Таковы, например, фосфорит, каль­ цит, вольфрамит, молибденит и другие. Но есть целый ряд названий, вызывающих особый интерес. С неко­ торыми из них связаны целые легенды, смысл других скрывается в недрах лабораторий алхимиков. Так, асбест получил свое название от греческого слова несгораемый. Нефрит получил свое название от того, что он будто бы в порошке излечивает болезни почек. Фенакит — лживый — назван так потому, что его красивая винно-красная окраска пропадает на солнце через несколько часов. Апатит, или обманщик, назван так потому, что его трудно отли­ чить от других минералов, и, наконец, аметист носит свое название еще со средних веков, когда ему приписывали таинственные свойства умерять любовный пыл и служить защитой от пьянства. Вы видите из нашего краткого описания, как сложно склады­ ваются названия минералов. Неужели нельзя внести порядок в это дело? Неужели нельзя собрать какую-либо международную комиссию, которая утверждала бы названия новых минералов, заботясь о том, чтобы они своим смыслом отвечали свойствам минерала, чтобы их было легко запомнить, чтобы сами названия создавали некоторую систему и классифицировали сотни и тысячи минеральных видов? Мы думаем, что придет время, и очень скоро, когда мирный труд овладеет всем миром, когда проблемы науки и научного строительства будут управлять всем, укрепляя хозяйство и промышленность, строя новую, счастливую, свободную жизнь. В пышном расцвете химических и геохимических наук найдется место и нашему маленькому предложению подумать о том, чтобы не мучить школьника и студента длинными, трудно запоминаемыми, непо­ нятными названиями, а строить науку так, чтобы названия стройно и четко могли уложиться в уме изучающего, чтобы каждое новое на­ звание камня, животного и растения было тесно связано с его харак­ терными свойствами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz