Ферсман, А. Е. Занимательная геохимия : химия Земли / А. Е. Ферсман. - Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. - 303 с. : ил.

Что такое 30 миллионов тонн стали? Чтобы их выплавить, надо не менее 60—70 миллионов тонн руды, то есть нужно выработать несколько крупных месторождений. Еще значительнее цифра для нефти — 25 миллионов тонн, причем эта цифра скорее преуменьшена, так как механизация армии и тыла, воздушный и морской флот пожирают огромное количество самых разнообразных нефтяных продуктов. Румыния в годы максимального подъема давала до 7—8 миллионов тонн, Иран мож ет д авать в год 10—11 миллионов тонн. Помимо указанных видов сырья, для войны требуется огромное количество к ауч ука, цветных металлов, строительного леса, асбеста, слюды, серы и серной кислоты и масса других веществ. Но не только масштабы использования сырья — эти масштабы становятся фактором геохимического перераспределения металлов — д р угая новая черта характеризует современную военную технику. Это — огромное расширение ассортимента веществ, принимающих прямое или косвенное участие в бою, переоценка основных и решающих видов стратегического сырья, внедрение сотен и тысяч новых продуктов, соединений и сплавов. Вместо железной кольчуги или доспехов и лат средневековых рыцарей, вместо ж ел еза и стали — в недавнем прошлом почти единствен­ ных металлов войны — сейчас на арену боя вступили новые силы земли, новые химические элементы и их соединения, редчайшие металлы и осо­ бенно черное золото — нефть. В ряде случаев именно они определяют успех военных опе­ раций. Вот идет бой м еж ду танковыми частями. Хром и никель, марга­ нец и молибден вызываю т устойчивость брони, ванадий и вольфрам, молибден и ниобий входят в состав наиболее ответственных частей машин — осей, передач, гусениц; хромовые краски со свинцом окраши­ вают танки в защитный цвет; особое стекло с бором, поляроидные стекла с соединениями иода позволяют водителю видеть противника, несмотря на ослепительный свет прож екторов и фар. Отдельные, менее ответственные части боевой машины сделаны из дюраля и силу­ м и н а— сплава алюминия и кремния.. Высокого качества бензин, керосин, легкая нефть, лучшие сма­ зочные масла, получаемые из нефти, определяют жизненность машины и скорость ее движения, а соединения брома улучшают сгорание и частично ослабляют шум моторов. Около тридцати химических элементов участвую т в строении бро­ невой машины. Но еще сложнее ее химия, если мы учтем состав ее вооружения: с у р ь м а— металлическая и сернистая — в шрапнелях и гра­ натах, свинец, олово, медь, алюминий и никель — в снарядах, бомбах, патронах и пулеметных лентах, особо хрупкая сталь, готовая к р аз­ рыву, сложный набор взрывчатых веществ. Они получены из нефти и угля, как продукты их переработки, и являются новыми соедине­ ниями огромной взрывной силы. В столкновении броневых машин и танков участвуют десятки тысяч тонн металла и различных химических веществ, и руководители боя, танкисты, водители машин, руководят химическими реакциями огромного масштаба, страшными по своей разрушительной силе, с механическими давлениями, измеряемыми сотнями тонн на единицу поверхности. 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz