Ферсман, А. Е. Занимательная геохимия : химия Земли / А. Е. Ферсман. - Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. - 303 с. : ил.
1 кубометр морской воды содержит три с половиной килограмма металлического магния. Добыча его очень проста: фильтрованная морская вода наливается в чаны, куда подсыпается гашеная известь, и тогда в виде мути выпа дает гидрат окиси магния. Его отстаивают и воду сливают. Осадок сушат на фильтрах, нейтрализуют соляной кислотой и окончательно обезвоживают. Полученный хлористый магний идет на электролиз в плавленом виде, примерно при 700°, как и карналлит. Вот и весь процесс. Но магний — не только строительный металл. Его способность гореть, развивая при этом огромную температуру, до трех с половиной тысяч градусов, тоже не забыта техникой. Магний — важная составная часть в специальных бронзах, магне-алюминиевая п ы л ь— самая сильная смесь для зажигательных бомб. Магний очень нужен промышленности, и ему предстоит блестящее будущее. Но вернемся к самолетам. Есть еще „летающий металл", к ос воению которого самолетостроители сейчас только приступают. Это — бериллий. Его удельный вес 1,84, но он устойчивее и „крепче14 магния. Сплавы бериллия превосходят по качествам все сплавы, до сих пор применяемые в самолетостроении. Инструменты из этих сплавов рабо тают без шума и не дают искр Он повышает качества магниевых сплавов, сообщая им особую прочность и неокисляемость. Незначительная присадка бериллия к маг нию устраняет необходимость защищать металлический магний от окис ления при разливке. Но встает вопрос — а нет ли сплавов еще более легких? Вспомним о металле литии. Ведь его удельный вес 0,53, то есть такой, как у пробки. А между тем, прибавленный в небольших коли чествах к сплавам алюминия и магния, он придает им особую твер дость. ' К сожалению, еще не найдено стойких сплавов с большим коли чеством лития. Но искать их стоит, так как литий — распространенный металл, его в земной коре столько же, сколько цинка, и он встречается в значительных количествах в некоторых месторождениях в виде мине ралов сподумена и литиевых слюд. Таким образом, если бы, например, сплавы лития с бериллием ока зались подходящими, литий можно добыть в достаточных количествах. Но работы по изучению литиевых сплавов еще не увенчались успе хом, — это является задачей сегодняшнего дня. Литий уж е имеет серьез ное применение в щелочных аккумуляторах для подводных лодок. Литий встречается в минеральных водах, и многие врачи приписы вают водам, богатым литием (как, например, воды Виши во Фран ции), особо целебные свойства. Но все ж е наиболее заманчивой является перспектива легкого, прочного и неокисляющегося металла для самолетов. Легкие металлы и сплавы, однако, еще далеко не заменили в настоящем черные металлы — железо, сталь и их сплавы — ни в транс порте, ни во многих других видах промышленности. Поговорим об этих „старичках", которые, однако, еще очень бодры, крепки и дают всё новые сплавы отличных качеств. Если учесть все сложные, так называемые легированные стали, то здесь будет группа близких меж ду собой металлов — железа, никеля. 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz