Ферсман, А. Е. Занимательная геохимия : химия Земли / А. Е. Ферсман. - Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. - 303 с. : ил.

процентов, то это лишняя тонна бензина в запасе и, стало быть, лишние тысячи километров полета. Но где же найти металл более легкий, чем алюминий? И вот вспомнили про магний — ведь его удельный вес 1,74, то есть на тридцать пять процентов меньше, чем алюминия. Однако у магния нет тех качеств, которые нужны для строительного металла, — крепо­ сти и в особенности сопротивляемости к окислению: магний даже кипящей водой разлагается, отнимая от нее кислород и превращаясь в белый порошок — окись магния. Да и на воздухе он горит лучше дерева. Но конструкторы и химики не пришли в отчаяние: они знали, что сплавы — вот что поможет им найти металл с нужными свойствами. И действительно, оказалось, что самые небольшие прибавки меди, алюминия и цинка лишают магний горючести и придают ему прочность, равную прочности дюраля. Все сплавы с содержанием магния более сорока процентов называются „электронами".1 В электроны кроме маг­ ния входят еще алюминий, цинк, марганец и медь. И вот теперь, в XX веке, магний был открыт второй раз и сразу же завоевал себе прочное место как металл самолетостроения. Особенно обширно его применение для авиамоторов. Их части из магниевых сплавов обладают большою прочностью и неутомимостью. „Разве металлы устают?" — К сожалению, да. Стальная пружина, разгибаясь и сгибаясь сотни тысяч раз, теряет упругость, становится хрупкой и ломается, — устает. Вал мотора, „старея", ломается. И вот техника открыла, что некоторые сплавы очень „неутомимы", — у них атомы разных металлов так хорошо подошли друг к другу, что, не­ смотря на удары, сцепление их не ослабевает. Таковы сплавы с магнием. Конечно, одно самолетостроение не исчерпывает всех возмож­ ностей использования магния. Он широко применяется в автомобиле­ строении. Инструменты и части машин из магниевых сплавов отли­ чаются большою прочностью и легкостью: они в 5—б раз легче сталь­ ных при той же, а иногда и большей прочности. Магний очень распространенный металл в земной коре: он встре­ чается всюду. Подобно ж елезу, он легко дает значительные скопления, откуда его нетрудно добывать. В больших количествах магний содер­ жится в морской воде, в соляных озерах; например, у крымских берегов в водах Сиваша. Главная руда магния — карналлит (двойная хлористая соль калия и магния), и наш Советский Союз им исключительно богат. Крупные- запасы его леж ат в Соликамском месторождении пластами под землей на глубине 100—200 метров от поверхности. Карналлит рвут аммоналом, рубят отбойными молотками в шахтах и выдают на поверхность. Здесь еще нужно с ним много повозиться, чтобы отделить магний от хлора, с которым он тесно связан. Для этого карналлит надо рас­ плавить и пропустить через него постоянный ток. Электричество разо­ рвет связь между магнием и хлором, и белый металл живыми струй­ ками польется в изложницы. Сейчас пришло время добывать магний и из морской воды, в кото­ рой 3,5 °/« солей, из них магния — одна десятая часть. Таким образом, 1 Не нужно пугать электрон-сплав с электроном — частицей отрицательного электричества: это только случайное совпадение слов. 15 Занимательная геохимия 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz