Ферсман, А. Е. Занимательная геохимия : химия Земли / А. Е. Ферсман. - Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. - 303 с. : ил.

Океанский пароход, корпус которого построен из молибденовой стали. Первый „летающий" металл — бесспорно алюминий. Когда были преодолены трудности получения металлического алюминия, то он пер­ вым делом завоевал кухню. Легкие и чистые неокисляющиеся кастрюли, ложки и кружки — вот на что были истрачены первые его запасы. В технику его не пускали — да и куда, казалось, годился этот мягкий, не особенно прочный, не паяющийся легкоплавкий металл. Ялюминий завоевал мир только после того, как был изготовлен дюралюминий — твердый сплав, полученный „кухонным способом", — в тигель с алюми­ нием добавлялось всего понемногу, и каждый новый сплав исследовался на прочность и другие качества. Никто не мог в то время объяснить, почему четыре процента меди, полпроцента магния и незначительные примеси других металлов превра­ тили мягкий, податливый алюминий в чудесный дюраль, прочный и способный закаливаться, как сталь. Замечательные свойства дюралю­ миния проявляются не сразу, и это значительно облегчает и упрощает его обработку. После закалки дюраль остается мягким еще несколько дней. За это время он „набирается сил", пока внутри сплава проис­ ходит перемещение медных частиц, образующих скелет дюралюминия. Дюраль не одинок, есть и другие сплавы, которые кое в чем д аж е лучше дюраля. Таков, например, „кольчугалюминий", по прочности превосходящий дюраль. Внедрение дюраля и других легких сплавов имеет колоссальное значение для всех видов транспорта. Вес вагона метро или трамвая, сделанного из алюминия, на треть меньше, чем из стали. В стальном трамвайном вагоне на одно пассажирское место приходится около 400 килограммов мертвого веса. Я если металлическую конструкцию трамвая выполнить из алюминия, то вес на пассажирское место сни­ зится до 280 килограммов. Ялюминий дал человеку настоящие крылья. Но человеку мало летать — ему надо летать как можно дальше. И вот, если вес металла, из которого сделан самолет, сделать еще легче, скажем, на двадцать 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz