Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

З А К ЛЮЧ Е Н ИВ В этой книге я описал лишь четыре периода моих путешествий, не за­ тронув многочисленные заграничные поездки, например по Скандинавским странам^ Дании, Германии, Бельгии, Швейцарии и т. д., а также не коснулся многих районов на громадной территории нашей Родины, которые мне при­ шлось посетить. Но описанные мною четыре периода одновременно отражают и четыре основных этапа моей жизни. Первый — время детства и юношества — дал мне л ю б о в ь к к а мн ю, зажег тот огонь, которым я горел всю свою жизнь и который наполнял мою жизнь и создавал единство цели. Второй этап научил меня пониманию отдельных ф а к т о в п р и р о д ы , научил меня м е т о д у а н а л и з а их. Это было время тяжелой, упорной, многолетней работы, нередко продол­ жавшейся 13—14 часов в сутки. И я вынес из этого периода самое важное в жизни — уменье работать. Третий, послереволюционный, этап научил меня п о с т а н о в к е широ­ ких н а у ч н ы х п р о б л е м . Я имел возможность углубить изучение процессов образования пегмати­ тов, а работы на Урале и в Хибинах позволили выдвинуть уже ряд острых геохимических проблем. Наконец, четвертый этап —это период в ыв о д о в , о б р а б о т к и на­ копленного м а т е р и а л а , р е ш е н и я отдельных н а у ч н ы х п р о б л е м . Это — последний период, период п о д в е д е н и я и т о г о в заканчиваю­ щегося жизненного пути. Я хотел на этих страницах показать, как мало-помалу нарастала волна научных исследований полезных ископаемых нашей Родины, как постепенно, в связи с ростом нашей великой страны, с ее новым строительством, перед нами возникали всё более и более широкие проблемы, ломались старые на­ выки, старые идеи сменялись новым мировоззрением. Вместо отвлеченных, чуждых жизни и практике представлений о науке ради науки вырастало сознание ее глубокой связи с ростом родной страны и с развитием и судьбами человечества. 487

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz