Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
ров отделяли его от железнодорожного пути, и дорога шла по трудным перевалам и узким ущельям. Вокруг на многие десятки километров не было никакого жилья. Около самого рудника совершенно отсутствовала вода, и надо было провести особым арыком воды реки Алаудина, стекавшей с Алайского хребта. Не было здесь ни топлива, ни крепежного леса, никакого хозяйственного строительства. Всё надо было соз давать заново. Малый Хайдаркан вряд ли окупил бы себя. Большой Хайдар- кан требовал грандиозных мероприятий, больших затрат денег и энергии многих людей, для того чтобы создать здесь настоящее культурное, технически оснащенное горное предприятие. И мы, минералоги, забывали о своей специальности, превра щались в инженеров, строителей, хозяйственников. Мы бурно и долго спорили о направлении железной дороги, о подвозе угля с запада, о гидроэнергии на востоке и долго засиживались по ве черам, увлеченные идеей большого строительства. Но вместе с тем мы прекрасно понимали, что рудное поле еще недостаточно изучено, еще недостаточно уточнены запасы ртути и сурьмы, для того чтобы эти мечты стали реальным делом сего дняшнего дня. Мы прощались с Хайдарканом в торжественный день 1 мая 1932 года. Весь небольшой коллектив рабочих и инженеров со брался в клубе, а мы один за другим делились нашими впечат лениями, говорили об индустриализации Средней Азии, о роли ме таллов в промышленности, о борьбе за ртуть и сурьму Средней Азии. IIO ФЕРГАНСКОЙ КОТЛОВИНЕ Мы снова едем, и на этот раз — на север Ферганской котло вины. Мы сидим в поезде, тянущемся от одного хлопкового центра к другому, снова с трепетом охраняем наши вещи от неосторож ных посетителей; снова я проверяю, на месте ли мой бумажник, который уже не раз исчезал из моего кармана в железнодорож ной сутолоке. На станции Ходжент необычайное оживление. Но никакой ма шины за нами на станцию не выслано. Мы берем какую-то под воду, запряженную полуживой лошаденкой, и тащимся в город, в котором нам предстоят несколько недель упорной работы. Утро прекрасное. Вдали виднеются вершины гор Кара-Тау,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz