Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

зыл-Арват, между Ашхабадом и Каспийским морем. Мы только что перенесли страшнейшую песчаную бурю. По пути от Каспий­ ского моря, между Балханами, нас встретил такой дикий северо­ восточный ветер, что рельсы мигом покрылись песком, паровоз стал буксовать — и наш поезд остановился. Грозный приказ главного кондуктора выгнал всех нас на ли­ нию. Вооружившись метелками из саксаула, кутаясь от нестер­ пимо режущего, холодного ветра, при морозе по крайней мере в 10°, мы осторожными движениями наших импровизированных метелок сметали песок с рельс около каждого вагона. Не надо думать, что песчаные заносы похожи на снежные. Снежные сугробы достигают часто высоты паровоза, который приходится буквально откапывать лопатами. Здесь же достаточно ничтожного слоя песка в полсантиметра, чтобы поезд уже не мог сдвинуться с места. Утомленные этой борьбой с песком, из которой, однако- же, мы вышли с честью, поздно вечером мы прибыли в Кизыл- Арват и долго грелись за пиалой чая в ближайшей от вокзала чайхане. Мы должны были выехать в Кара-Калу рано утром с очеред­ ным рейсом почтового автомобиля. — Не бойтесь, там быстро согреетесь, —^говорили нам опыт­ ные кизыл-арватцы и обещали нам в Кара-Кале не только тепло и солнце, но и первую траву и первые весенние цветы. А между тем мороз крепчал. Термометр опустился ниже ми­ нус 20°, и когда мы садились, — вернее говоря, взбирались на пирамиду, называемую почтовым грузовым автомобилем, запол­ ненную какими-то громоздкими вещами, — то руки и ноги ныли от стужи и мы тщетно пытались укрыться от диких порывов ветра. Дорога в Кара-Калу очень интересна. В этой области Копет- Даг разбивается на три широтные гряды, круто обрывающиеся к северу и более полого падающие к югу; они разделены друг от друга широкими долинами Сумбара, его притока Чандыря и Атрека. Высокие хребты, поднимающиеся выше 1 700 метров над уров­ нем моря, защищают долины от холодных северных ветров и создают благоприятные условия для замечательно плодородных и хорошо орошаемых долин. Прекрасные плантации хлопка, сады фруктовых деревьев — граната, инжира, тутового дерева, — опытные станции Всесоюз­ ного института прикладной ботаники с их посадками гваюлы — каучукового растения, пробкового дерева и других ценных куль- )осли в ущельях и долинах — всё это говорит о свое- 450

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz