Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
как мы не приехали в Турткуль и как мы чуть не погибли с нашей машиной в тяжелых песках. Но А. Ф. Соседко убеждал нас, что всё это очень просто, близко и легко, что песков на нашей дороге почти не будет, что через каждые 20 километров имеются источники воды. Даж е не будет жарко, так как там защищают от солнца горы, а около Джиландов, километров за 500 от исходной нашей точки, даже имеются два или три — он точно не помнит — тенистых дерева. Он уверяет, что до Тамдов совсем близко, всего 150 кило метров, а между тем злые языки говорят о трехстах да еще с «га ком», а по карте... Нет! Давайте лучше на карту смотреть не бу дем, а то совсем собьемся с пути и в Тамды не попадем. (Действи тельно, даже миллионная карта этого района совершенно не верна, и три элемента кызыл-кумской природы— степь, горы, пески — в ней безжалостно перепутаны.) А. Ф. Соседко так убеждал нас в том, что всё это просто, что даже наш командор из Турткуля в ковбойской шляпе поверил ему, стал вместе с нами мечтать о легком пробеге и запасся на дорогу бочонком вина, чтобы отпраздновать скорую победу. .. ПО ПОЛЫННЫМ СТЕПЯМ Ожиданиям и приготовлениям приходит конец. Около полудня мы все взгромоздились на «КАО-1» и трону лись в путь. Как всегда, с первыми трудностями автомобилю пришлось столкнуться в самом оазисе с его арыками, каналами, мостами, мостиками, узкими улицами, крутыми поворотами — такими типичными для всей своеобразной системы поселений старого Востока, где всё приспособлено к передвижению на верблюде или ишаке и где дьявольски трудно машине и еще труднее шоферу. А между тем нам нужно было не только пересечь долину Зерав- шана, но и крутиться вдоль этой реки много десятков километров по узким дорогам, пока, наконец, мы не вышли на простор чудесных среднеазиатских степей. Одно было приятно — машина была действительно прекрасная. Сорок лошадиных сил тянули со всей энергией орловских рысаков, а Миша был опытным шофе ром, влюбленным в свою машину, для которого ничего не было дороже его стального коня. Все мы — десять человек — и нагруженные на его машину де сятки пудов разнообразного продовольствия, воды, бензина и дру гих грузов, — ничего не значили. Лишь бы было хорошо машине. 392
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz