Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

И вот после первых лет восстановления разоренной войной и интервенцией промышленности начался период новых поисков, и всё острее чувствовалась необходимость в создании собственного серного дела. А между тем мы знали многочисленные точки старых находок месторождений серы в нашей стране. Были старые указания на серу Поволжья, около Самары, и на Тетюхе, на серу в Дагестане на северных склонах Кавказского хребта и, наконец, больше всего на серу в Средней Азии — в Фергане, отрогах Копет-Дага, Бал- ханах и в песках Кара-Кумов. И вот, с 1925 года началась борьба за серу. Еще до этого года в первобытной обстановке одного из рудни­ ков молодой инженер-технолог П. А. Волков пытался в керосине плавить серу, а затем, изыскивая новые способы извлечения ее из горных пород Средней Азии, предложил выплавку серы в авто­ клавах. Но когда в поисках богатых гелием газовых струй мы в 1925 го­ ду направились в Кара-Кумскую пустыню, невольно и неизбеж­ но именно сера завладела нашим вниманием, и вся дальней­ шая работа в этой пустыне шла под флагом создания серного дела. Прошло уже много лет после того, как закончились наши экспедиции, а я хочу рассказать о тех работах, которые велись потом, когда серный завод из маленького научного учреждения превратился в производственную единицу — первое крупное горно­ промышленное предприятие Туркменской Республики. Пережив ряд «неполадок», серный завод стал развиваться. Сера прекрасно выливалась из автоклавов Волкова, воды хватало на небольшое дело. Месторождение было довольно богатое и на первые годы обеспечивало работы. Трудно было с транспортом. 250 километров песчаного пути отделяли завод от Ашхабада. Верблюды не справлялись с этой задачей. Вместо старой тропы была построена первая автомобильная дорога, фашинами закреп­ лены подвижные пески, и 50 грузовиков за 8 часов доставляли серу с завода в Ашхабад. Хотя в это время и стали создаваться другие серные пред­ приятия в Средней Азии, но кара-кумский «кугурт» был так чист, месторождение качественно столь богато, что явилась мысль не ограничиваться старым серным заводом у Кызыл-Такыра, тем бо­ лее, что и запасы руды здесь были не так велики, а переброситься к Дарвазе, с которой связывали столько надежд еще первые ча­ стные предприниматели. И сейчас там, за колодцами Шиихов, уже построен новый завод, который продолжает начатое дело

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz