Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

новке, на 146-м километре произошла первая серьезная авария со второй машиной: сломалась шестеренка одной ведущей пары колес, а замена ее имевшейся запасной частью требовала не ме­ нее десяти-двенадцати часов работы наших шоферов-механиков. Мы остановились в песках среди густых зарослей саксаула, разбрелись по пригоркам и холмам, а неутомимый Щербаков, зна­ ющий Кара-Кумы лучше, чем улицы Ленинграда, сразу опреде­ лил, что в 4 километрах на запад от места аварии есть такыр Союной, на такыре — кибитки, а в кибитках холодное верблюжье кислое молоко — чал. Действительно, не прошло и двух часов, как на гребне песков появилась фигура верблюда с бочонком холодной воды и с огром­ ным кувшином чала. Старый туркмен вел верблюда на поводу, не без страха подходя к нашим двум чудищам. Впрочем, он, навер­ ное, уже раньше знал, что в пески пошла шайтан-арба: «узун- кулак» песков лучше радио успел разнести эту весть по всем Кара-Кумам, так как наши машины всегда и всюду обгонял «пе­ сочный телеграф», совершенно непонятными путями распростра­ няющий сведения по пескам и степям. . Снова теплая и приятная ночь на песке, утром чай у костра, маленькая экскурсия в окрестности, где мы наблюдаем интерес­ ные белоснежные шоры, а в песках собираем известковые тру­ бочки — акырши, образующиеся вокруг корней растений. В 5 часов двинулись дальше. Вот как описал я в своем дорож­ ном дневнике наш путь: «Мы идем в темноте, при электрических прожекторах, как бы в райском саду. Вторая машина не сразу берет крутые подъемы. Но ее экипаж скоро научился помогать ей. Он сидит на поднож­ ках, наверху поклажи, и, когда машина взлетает на бугор, все, как лягушки, соскакивают и помогают ей в минуты перелома или под­ держивают ее на крутых откосах, чтобы задние колеса не свеси­ лись и не забуксовали. Эта картина со стороны напоминает мча­ щуюся пожарную команду, тем более, что в машине по очереди кто-либо стоит, облегчая задачу шофера указанием часто непред­ виденных и крутых поворотов тропы». Неожиданно на 167-м километре забренчал мотор нашей ма­ шины, и мы на полном ходу остановились. Вдребезги сломалась пружина клапана одного цилиндра, — очень редкое явление, объ­ яснимое лишь новизной и неразработанностью мотора и машины, пущенной в нашу экспедицию совершенно не обкатанной. Запас­ ных пружин не было. Но разве русский человек не найдется в трудную минуту? Быстро распороли подушку сиденья, вынули из нее стальные пружины и на славу всё исправили. 341

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz