Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
новке, на 146-м километре произошла первая серьезная авария со второй машиной: сломалась шестеренка одной ведущей пары колес, а замена ее имевшейся запасной частью требовала не ме нее десяти-двенадцати часов работы наших шоферов-механиков. Мы остановились в песках среди густых зарослей саксаула, разбрелись по пригоркам и холмам, а неутомимый Щербаков, зна ющий Кара-Кумы лучше, чем улицы Ленинграда, сразу опреде лил, что в 4 километрах на запад от места аварии есть такыр Союной, на такыре — кибитки, а в кибитках холодное верблюжье кислое молоко — чал. Действительно, не прошло и двух часов, как на гребне песков появилась фигура верблюда с бочонком холодной воды и с огром ным кувшином чала. Старый туркмен вел верблюда на поводу, не без страха подходя к нашим двум чудищам. Впрочем, он, навер ное, уже раньше знал, что в пески пошла шайтан-арба: «узун- кулак» песков лучше радио успел разнести эту весть по всем Кара-Кумам, так как наши машины всегда и всюду обгонял «пе сочный телеграф», совершенно непонятными путями распростра няющий сведения по пескам и степям. . Снова теплая и приятная ночь на песке, утром чай у костра, маленькая экскурсия в окрестности, где мы наблюдаем интерес ные белоснежные шоры, а в песках собираем известковые тру бочки — акырши, образующиеся вокруг корней растений. В 5 часов двинулись дальше. Вот как описал я в своем дорож ном дневнике наш путь: «Мы идем в темноте, при электрических прожекторах, как бы в райском саду. Вторая машина не сразу берет крутые подъемы. Но ее экипаж скоро научился помогать ей. Он сидит на поднож ках, наверху поклажи, и, когда машина взлетает на бугор, все, как лягушки, соскакивают и помогают ей в минуты перелома или под держивают ее на крутых откосах, чтобы задние колеса не свеси лись и не забуксовали. Эта картина со стороны напоминает мча щуюся пожарную команду, тем более, что в машине по очереди кто-либо стоит, облегчая задачу шофера указанием часто непред виденных и крутых поворотов тропы». Неожиданно на 167-м километре забренчал мотор нашей ма шины, и мы на полном ходу остановились. Вдребезги сломалась пружина клапана одного цилиндра, — очень редкое явление, объ яснимое лишь новизной и неразработанностью мотора и машины, пущенной в нашу экспедицию совершенно не обкатанной. Запас ных пружин не было. Но разве русский человек не найдется в трудную минуту? Быстро распороли подушку сиденья, вынули из нее стальные пружины и на славу всё исправили. 341
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz