Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
Желтоватые пески высотой до 5 метров окаймляют его ровную по верхность, а через его гладь в нескольких направлениях идут узенькие вытоптанные тропы верблюдов. Крутой спуск и дальней ший подъем нам нипочем, но «Форд» останавливается в нереши тельности: спуститься ему в шор нетрудно, но кто и как его бу дет ташить наверх? Мы решили с ним на время расстаться, убе дившись, что первые 100 километров вполне доступны даже для не специальных машин, и. .. помчались дальше. Идем хорошо. Настроение прекрасное. Моторы гудят Счетчик быстро отсчитывает десятки километров. Но Щербаков и Полян- цев советуют нам не радоваться, — впереди нас ждет такыр Ян- нык с колодцами, а перед ними труднопроходимая гряда сыпучих, подвижных песков. Мы уже знаем по опыту первых экспедиций, что большие такыры с колодцами всегда окружены подвижными песками— окланами — и что еще издали всегда можно подме тить, где расположен такой такыр. Не успели мы выслушать эти опасения, как действительно за росли саксаула стали редеть. Появились кустики селина. Пески сделались сыпучими и вскоре преградили нам дорогу сплошными валами. К тому же поднялся сильный ветер. Все вершины и греб ни задымились. Сильные порывы ветра поднимали тучи песка. Не было и следа какой-либо тропы. В недоумении остановились мы перед возникшим новым пре пятствием. Необходимо было не только взбираться на песчаные гряды, но и проходить по узким гребешкам, рискуя свалиться в глубокие ямы выдувания. Принялись за работу, стали лопатами готовить проход, срывать кочки, насыпать мосты. Больше двух ча сов провозились мы перед Янныком, но наши машины прошли и через это испытание, с гордостью доказав, что сыпучие пески для них не препятствие. Чистые пески машины берут великолепно, иногда развивая на них скорость в 20—30 километров. Двенадцать колес едва вре зываются в сыпучий песок: тяжесть автомобиля и груза распреде ляется между двенадцатью колесами, из которых каждое, таким образом, выдерживает давление не больше 7—8 пудов, то есть по гружается в песок не больше, чем нога человека или ступня гру женого верблюда. Успех прохода песков-окланов нас окрылил. Но вскоре нача лись уже настоящие трудности. Пески приняли бугристый харак тер. Небольшие впадины с крутыми склонами разделяли отдель ные бугры и гряды. Автомобилям приходилось следовать по изви линам склонов или проскакивать по откосу, всё время выбирая густыми зарослями саксаула. Здесь, в этой обста- 340
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz