Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

Желтоватые пески высотой до 5 метров окаймляют его ровную по­ верхность, а через его гладь в нескольких направлениях идут узенькие вытоптанные тропы верблюдов. Крутой спуск и дальней­ ший подъем нам нипочем, но «Форд» останавливается в нереши­ тельности: спуститься ему в шор нетрудно, но кто и как его бу­ дет ташить наверх? Мы решили с ним на время расстаться, убе­ дившись, что первые 100 километров вполне доступны даже для не специальных машин, и. .. помчались дальше. Идем хорошо. Настроение прекрасное. Моторы гудят Счетчик быстро отсчитывает десятки километров. Но Щербаков и Полян- цев советуют нам не радоваться, — впереди нас ждет такыр Ян- нык с колодцами, а перед ними труднопроходимая гряда сыпучих, подвижных песков. Мы уже знаем по опыту первых экспедиций, что большие такыры с колодцами всегда окружены подвижными песками— окланами — и что еще издали всегда можно подме­ тить, где расположен такой такыр. Не успели мы выслушать эти опасения, как действительно за­ росли саксаула стали редеть. Появились кустики селина. Пески сделались сыпучими и вскоре преградили нам дорогу сплошными валами. К тому же поднялся сильный ветер. Все вершины и греб­ ни задымились. Сильные порывы ветра поднимали тучи песка. Не было и следа какой-либо тропы. В недоумении остановились мы перед возникшим новым пре­ пятствием. Необходимо было не только взбираться на песчаные гряды, но и проходить по узким гребешкам, рискуя свалиться в глубокие ямы выдувания. Принялись за работу, стали лопатами готовить проход, срывать кочки, насыпать мосты. Больше двух ча­ сов провозились мы перед Янныком, но наши машины прошли и через это испытание, с гордостью доказав, что сыпучие пески для них не препятствие. Чистые пески машины берут великолепно, иногда развивая на них скорость в 20—30 километров. Двенадцать колес едва вре­ зываются в сыпучий песок: тяжесть автомобиля и груза распреде­ ляется между двенадцатью колесами, из которых каждое, таким образом, выдерживает давление не больше 7—8 пудов, то есть по­ гружается в песок не больше, чем нога человека или ступня гру­ женого верблюда. Успех прохода песков-окланов нас окрылил. Но вскоре нача­ лись уже настоящие трудности. Пески приняли бугристый харак­ тер. Небольшие впадины с крутыми склонами разделяли отдель­ ные бугры и гряды. Автомобилям приходилось следовать по изви­ линам склонов или проскакивать по откосу, всё время выбирая густыми зарослями саксаула. Здесь, в этой обста- 340

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz