Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
Однако жребий был брошен. Обмен длинными телеграммами между Ашхабадом, Самаркандом и Ленинградом был закончен, и к 1 апреля (какой коварный срок!) мы должны были съехаться в Ашхабад для испытания машин, подготовки снаряжения, провод ников и т. д. И вот, в теплые весенние дни начали мы съезжаться в Ашха бад, весь утопавший в цветущих садах. Мы с Щербаковым при ехали с Каспийского моря, где с увлечением знакомились с зага дочным островом Челекен. Из Ленинграда приехал радиоотряд Академической радиостанции в составе В. М. Табульского и А. Андреева. Из Москвы прибыли корреспондент «Комсомольской правды» М. К. Роэенфельд и художник Р. Гершаник, а из Самар канда — сам штаб-командор нашего пробега Б. А. Богушевский с тремя удалыми шоферами-механиками — И. Д. Евлановым, П. Н. Коченовским и Ф. Е. Шаталовым, в руки которых вверя лась наша жизнь. Ашхабад дал нам представителя горного отдела — инженера А. С. Телетова, представителя дорожного ведомства Н. А. Четве рикова, представителя Туркмёноавтопромторга Г. П. Карамы- шева, кинооператора Н. А. Канатчикова. Если к этому списку мы присоединим еще двух проводников, одного для охраны — В. А. Га- рашко — и десятника завода — М. Г. Полянцева, то получим пол ный список той своеобразной и довольно разнородной группы, ко торая должны была уместиться на двух машинах вместе со сна ряжением, оружием, котлами, продовольствием, киноаппаратом, молотками, топорами, лопатами, досками, решетками, веревками, бочонками для воды, баками для бензина, фотоаппаратами, за пасными частями для машины, инструментами, запасными коле сами и. .. я не могу даже перечислить всё то, что должны были погрузить на себя наши бедные машины. Правда, не всё и не все должны были ехать на наших машинах. Радиостанция с ее тяже лым грузом, мотором и мачтами должна была идти караваном с двумя гидрогеологами Академии наук. Для сравнительного ис пытания вместе с нашими машинами должен был идти и малень кий однотонный грузовик «Форд», с мотором в 20 лошадиных сил (модель 1924 года). Вот они, наши машины, только что прибывшие из Парижа че рез Мурманск на железнодорожных платформах, тяжелые и низ кие на вид, маленькие броневички-многоножки, на двенадцати ко лесах, нанизанных на три оси. Восемь удобных кожаных мест, за пасные колеса, ряд запасных баков и свободных помещений под сиденьями. Четырехцилиндровый мотор всего в 11 сил, сравни тельно простое и несложное техническое оборудование при значи- 334
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz