Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

Однако жребий был брошен. Обмен длинными телеграммами между Ашхабадом, Самаркандом и Ленинградом был закончен, и к 1 апреля (какой коварный срок!) мы должны были съехаться в Ашхабад для испытания машин, подготовки снаряжения, провод­ ников и т. д. И вот, в теплые весенние дни начали мы съезжаться в Ашха­ бад, весь утопавший в цветущих садах. Мы с Щербаковым при­ ехали с Каспийского моря, где с увлечением знакомились с зага­ дочным островом Челекен. Из Ленинграда приехал радиоотряд Академической радиостанции в составе В. М. Табульского и А. Андреева. Из Москвы прибыли корреспондент «Комсомольской правды» М. К. Роэенфельд и художник Р. Гершаник, а из Самар­ канда — сам штаб-командор нашего пробега Б. А. Богушевский с тремя удалыми шоферами-механиками — И. Д. Евлановым, П. Н. Коченовским и Ф. Е. Шаталовым, в руки которых вверя­ лась наша жизнь. Ашхабад дал нам представителя горного отдела — инженера А. С. Телетова, представителя дорожного ведомства Н. А. Четве­ рикова, представителя Туркмёноавтопромторга Г. П. Карамы- шева, кинооператора Н. А. Канатчикова. Если к этому списку мы присоединим еще двух проводников, одного для охраны — В. А. Га- рашко — и десятника завода — М. Г. Полянцева, то получим пол­ ный список той своеобразной и довольно разнородной группы, ко­ торая должны была уместиться на двух машинах вместе со сна­ ряжением, оружием, котлами, продовольствием, киноаппаратом, молотками, топорами, лопатами, досками, решетками, веревками, бочонками для воды, баками для бензина, фотоаппаратами, за­ пасными частями для машины, инструментами, запасными коле­ сами и. .. я не могу даже перечислить всё то, что должны были погрузить на себя наши бедные машины. Правда, не всё и не все должны были ехать на наших машинах. Радиостанция с ее тяже­ лым грузом, мотором и мачтами должна была идти караваном с двумя гидрогеологами Академии наук. Для сравнительного ис­ пытания вместе с нашими машинами должен был идти и малень­ кий однотонный грузовик «Форд», с мотором в 20 лошадиных сил (модель 1924 года). Вот они, наши машины, только что прибывшие из Парижа че­ рез Мурманск на железнодорожных платформах, тяжелые и низ­ кие на вид, маленькие броневички-многоножки, на двенадцати ко­ лесах, нанизанных на три оси. Восемь удобных кожаных мест, за­ пасные колеса, ряд запасных баков и свободных помещений под сиденьями. Четырехцилиндровый мотор всего в 11 сил, сравни­ тельно простое и несложное техническое оборудование при значи- 334

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz