Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
вам потребителей, вполне удовлетворительное. Монтировка за вода, испытание его и пробные плавки в городе Ашхабаде по казали, что метод П. А. Волкова безукоризнен с технологической и технической стороны. Следующая стадия — переброска завода в пустыню — оказа лась наиболее трудной. Прежде всего возник вопрос об осложнив шейся наступавшим жарким летом перевозке котлов весом в 1,65 тонны (100 пудов), автоклавов и всей аппаратуры. После некоторых попыток перевозки тяжелых частей завода останови лись на фургонах обыкновенного типа, но с широкими шинами. В них запрягались лошади. В середине мая приготовления закон чились, и 18 мая, провожаемый недоверчивыми замечаниями, слезами жен и матерей, первый необычный караван из 30 верблю дов, нагруженных фуражом, и трех фургонов, запряженных пятью лошадьми каждый, двинулся вглубь пустыни. Почти тотчас же прервалась связь с населенными пунктами, и караван, предоста вленный самому себе, преодолевая каждый день всё новые и но вые затруднения, прошел 250 километров в 38 дней. На 64-м ки лометре, как только начались сыпучие пески, пяти лошадей на по возку оказалось недостаточным. В одну повозку впрягли всех имеющихся лошадей и двигались со скоростью в общем 4—5 ки лометров в сутки. 30 верблюдов ежедневно подвозили воду из да леких колодцев. Насколько велика была потребность в воде, виХ- но из того, что человек выпивал в день не меньше одного ведра, а лошади — до восьми-десяти ведер. Бывали заминки с получе нием из города очередных партий фуража, и тогда приходилось ездить по аулам километров за 25—30 в стороны и скупать по 15—20 килограммов пшеницы у отдельных семей — это при по требности в 115 килограммов в сутки. Необычайный сам по себе караван, колесный транспорт в пу стыне, суета днем и ночью с доставкой воды, продовольствия, еже дневная перегруппировка груза, само движение фургонов, совер шенно излишняя, по мнению туркмен, заботливость в отношении лошадей, их выстаивание по 3—4 часа перед водопоем, кормление ячменем, ежедневные раздоры между возчиками — всё это было новым для «кумли», нарушало привычки жителей пустыни, уста новившиеся веками. Были даже случаи отказа всех туркмен от обслуживания нас, и тогда нависала угроза остаться без провод ников, без воды. Остальные части завода доставлялись на верб людах. Верблюдчики долго отказывались брать длинные трубы, толстые балки, железо, боясь испортить «корабль пустыни» — верблюда. Пришлось всё пилить на мелкие части, не длиннее 2 метров. Переброска их заняла около 27г месяцев. 330
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz