Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
Первой работой по подготовке к эксплуатации месторожде ния, начатой еще до образования комиссии, была перевозка по зимнему пути на оленях (так как никакой летней не только до роги, но и тропы не существовало) материалов для постройки базы в горах. Эта работа была выполнена Мурманской железной дорогой. Строительный материал (стандартные доски) был изго товлен на Кандалакшском заводе и перевезен на оленях. Для всех нас было совершенно очевидным, что основной за дачей было устройство дороги. Поддерживать без дороги работу многих исследовательских партий в тяжелых условиях болот и тайги было совершенно невозможно, а без гужевого пути нельзя было завозить в горы оборудование, продовольствие, снаряжение, тяжелые буровые инструменты, лес для построек. Равным обра зом нельзя было даже и думать вывезти с рудника хотя бы не сколько вагонов руды, необходимых для широких испытаний. От идеи постройки только верховой тропы очень скоро отка зались, и к 1 октября 1929 года была построена автомобильная дорога, по которой сразу же началось усиленное движение гру зовиков. Постройка этой дороги и проведение телефона были ре шительными шагами к разрешению проблемы. Дорога не только обслуживала нужды апатитовых разрабо ток, но сыграла крупную роль в освоении края. Пролегая по до лине реки Белой и по берегу озера Большой Вудъявр, дорога открыла новые места для заселения. Осушение болот в районе проводимой дороги обеспечило жителей площадью для посева сельскохозяйственных культур. В течение лета 1929 года в горах работало одиннадцать пар тий: три из них изучали геологию и геохимию всего района в це лом и отыскивали продолжение апатитовых полос; три партии ра ботали над съемкою карты самого рудника и общих рельефных карт в горизонталях всей области южных Хибин; одна партия определяла астрономические пункты. Энергострой изучал водные ресурсы и возможности гидроэлектрических установок; две изы скательские партии работали над путями сообщения, намечая трассы для автомобильных и железнодорожных путей. Наконец, и это было главною работою, под начальством горного инженера М. П. Фивега работала большая разведочная партия, которая большими канавами рассекала всё месторождение и уже присту пила к его бурению. Несмотря на очень холодное и дождливое лето 1929 года, все эти партии с успехом проработали до сентября, когда уже стали вырисовываться результаты этих работ, далеко превзошедшие все ожидания. Они изменили запасы в сторону значительного 260
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz