Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
Но, кроме золота, этот район заслуживает особого внимания и по богатству и разнообразию яшм. Самой замечательной яшмой в этом районе является мулдакаевская, или шалимовская (по фамилии мастера Екатеринбургской гранильной фабрики Шали мова, открывшего ее в 1896 году). Это немного мрачная, сероси няя яшма удивительной мягкости тона, с черными мелкими жилоч ками, или серозеленовато-синяя с струйчатыми волнами синевато серого или сплошного пепельного цвета. Яшма встречается здесь ' на полянке по склону холма у березового леса в виде валунов, ле жащих на поверхности почвы в густой траве. Занятно вспомнить, что в 1912 году эта полянка была отведена Екатеринбургской гра нильной фабрике и охрана яшмы была поручена башкиру с опла той 5 рублей в месяц. Насколько эта охрана была, действительною, можно видеть из того, что одно время в Екатеринбурге у кустарей скопились большие запасы этой красивой яшмы. Наша машина бежит дальше. Темнеет, и в вечерних сумерках вырисовывается знакомый контур осунувшейся, постаревшей церк вушки бывшей Чернореченской станицы. Мы выезжаем на широко разъезжен-ную дорогу. Несмотря на вечер, движение на ней боль шое. Слева поблескивают воды миасского заводского пруда, а вдали горят электрические огни города Миасса. Еще около часа, и мы снова в заповеднике. Автопробег закончен. Заботливая экономка нашей Ильменской базы, Екатерина Ни колаевна, ждет нас с чаем. Завтра мы попытаемся подвести итоги проделанной большой работы, расскажем собравшимся отрядам о том, что мы видели, слышали и сами пережили. Одно из ярких впечатлений — наши автомашины. Они бле стяще показали себя. В трудных условиях — скал, гор, хребтов, мостов и рек — они доказали, что мощность в 40 лошадиных сил может победить и время, и расстояние. Машина придавала на шему отряду подвижность, маневренность. Она позволила нам за 16 дней проехать 2 374 километра и собрать большой музейный материал. Мы убедились, что в наши дни работать без машины нельзя. Необходимо широко моторизировать экспедиции, подго товив заранее машины к специальной работе отдельных отрядов. И мы тут же наметили новые поездки-автопробеги. Один марш рут нам ясен: это Ильмены — Балхаш. Пробег по «невидимому» Уралу через Мугоджары и «Уралиды» на восток — туда, где они смыкаются с «Тяньшанидами». Необходимо близко и внима тельно глазами многих людей осмотреть эту геохимическую дугу — может быть, одну из самых замечательных— и превратить 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz