Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

материалы из своих сборов. В 4—5 километрах от Юлалы рас­ положен баритовый рудник Туба-Каин. Здесь нас настигает сильный дождь. Мы бегло осматриваем штабеля барита, заготов­ ленного трестом «Лакокраска», берем образцы. Не успевая даже взглянуть, с чем связаны столь мощные скопления, мы едем дальше, боясь запоздать с приездом в Бляву. К вечеру подъез­ жаем к Бурибаю. Снова золотой район, снова открытые работы, штабеля мешков с приготовленной для отправки рудой, циано­ вая фабрика. Мы пытаемся найти себе руководителя для осмот­ ра работ, но безуспешно. К нам присоединяется ученик из Бай- макского техникума, сын одного из служащих. Толково и просто он рассказал нам, где и как ведутся работы, показал наиболее ин­ тересные места, где встречается золото. Как и в Семеновском руд­ нике, здесь золото приурочено, повидимому, к верхней части место­ рождения. Под слоем беляков появляются отдельные выходы синих глин, несущих в себе небольшие кварцевые скопления, наполненные кристалликами самородной серы. Здесь мы зна­ комимся с многими интересными данными золотого дела. Мы сердечно простились с нашим маленьким провожатым и направились дальше. Погода нам благоприятствовала. Спускался тихий, по-южному теплый вечер. Освещая дорогу, всходила пол­ ная луна. Поля пшеницы чередовались с полями подсолнечника. Машины светом своих фар спугивали с дороги сов, караулящих полевых мышей, и застигнутые врасплох птицы метались в лучах яркого света. Особенно страшно было за тушканчиков. Ослеплен­ ные светом, они иногда долго мчались впереди машины, пока не догадывались свернуть в сторону. На сером фоне дороги их почти не видно, и только беленький кончик длинного хвостика мелькает впереди колес. Мы подъехали к селению Блява, лежащему близ станции Блява Оренбург-Орской железной дороги; спустились на боковую дорожку и стали у речки на скошенном лугу. Пока мы ставили палатки, к нам подошел гражданин, как оказалось — служащий Блявского комбината. Несмотря на позднее время, он уговаривал нас идти пить чай к нему в дом; пришла его жена, и нам пришлось согласиться. Оба были так трогательно гостеприим­ ны, так радовались приезжим людям! С нас было взято слово, что утренний чай тоже будет у них. На другой день утром идем в управление Блявского комби­ ната и знакомимся с начальником строительства. Он показывает нам планы рудника, заводов, нового города, подъездных путей. Мы узнаем, что Блявский комбинат начинает новую историю в использовании колчеданных месторождений. Как известно, все старые заводы, обжигающие колчедан на медь, а частью и на кис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz