Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
индустрии! Город, выросший с колоссальной быстротой на пу стом месте, построенный героическим трудом рабочих в неимо верно тяжелых условиях континентального климата, с его жесто кими морозами и степными ветрами. Мы едем по этому большому городу. Как будто специально для контраста, на окраинах его еще сохранились группы земля нок, которым русский человек не без юмора дал название «Шан хай», «Пекин», «Нью-Йорк», «Чикаго». Прежде всего визит в Управление, где после свидания с директором комбината и глав ным инженером получаем направление в один из домов для при езжающих. Приятно видеть хорошо обставленные комнаты, пружинные матрацы, телефон, радио, чудесный фарфор в столовой, прекрас ную ванную и т. д. Приводим себя в порядок, идем в столовую, где нас кормят вкусным обедом. Затем приступаем к осмотру города, конечно только части его. Город слишком велик и сильно разбросан. Мы в лучшей части, «в березках», где в складке горы сохранилась березовая роща. Здесь построены прекрасные дома-особняки для руководителей и строителей завода. Мы идем к главному инженеру, заведующему рудниками, что бы сговориться об осмотре величайшего в Советском Союзе руд ника. Живет главный инженер в одном из вновь построенных особняков. Мы любуемся постройкой и всеми удобствами, кото рые предоставлены здесь человеку. Остаток вечера проходит не заметно за дневниками и письмами. На следующий день утром группа выходит на гору Атач, где расположен главный работающий рудник. Плоская, пологая без лесная гора. Десятиметровые уступы открытых работ опоясывают Атач, и кажется невероятным, чтобы здесь, в этой малозаметной горе скопилось столько железа в виде магнитного железняка. Особенно много руды таит в себе Атач. Поразительная картина: громадный работающий рудник и нет людей, не слышно голосов, пусто, нет забоев, вагонеток. . . На борту одного из разрезов мы видим гусеяичный буровой станок; он забуривает целую систему скважин глубиной в 10 метров, куда закладывается масса аммо нала до 15—20 тонн, затем производится громадный взрыв. Отва ливаются десятки тысяч тонн руды. После этого приползают мощ ные экскаваторы, которые в свой ковш могут взять до 20 тонн. Они забирают руду. Более мелкую кладут на поезда, составлен ные из думкаров, то есть платформ, опрокидывающихся сжатым воздухом. Наши советские электровозы везут груженые составы на сортировочную фабрику, громадные корпуса и эстакады кото 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz