Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

индустрии! Город, выросший с колоссальной быстротой на пу­ стом месте, построенный героическим трудом рабочих в неимо­ верно тяжелых условиях континентального климата, с его жесто­ кими морозами и степными ветрами. Мы едем по этому большому городу. Как будто специально для контраста, на окраинах его еще сохранились группы земля­ нок, которым русский человек не без юмора дал название «Шан­ хай», «Пекин», «Нью-Йорк», «Чикаго». Прежде всего визит в Управление, где после свидания с директором комбината и глав­ ным инженером получаем направление в один из домов для при­ езжающих. Приятно видеть хорошо обставленные комнаты, пружинные матрацы, телефон, радио, чудесный фарфор в столовой, прекрас­ ную ванную и т. д. Приводим себя в порядок, идем в столовую, где нас кормят вкусным обедом. Затем приступаем к осмотру города, конечно только части его. Город слишком велик и сильно разбросан. Мы в лучшей части, «в березках», где в складке горы сохранилась березовая роща. Здесь построены прекрасные дома-особняки для руководителей и строителей завода. Мы идем к главному инженеру, заведующему рудниками, что­ бы сговориться об осмотре величайшего в Советском Союзе руд­ ника. Живет главный инженер в одном из вновь построенных особняков. Мы любуемся постройкой и всеми удобствами, кото­ рые предоставлены здесь человеку. Остаток вечера проходит не­ заметно за дневниками и письмами. На следующий день утром группа выходит на гору Атач, где расположен главный работающий рудник. Плоская, пологая без­ лесная гора. Десятиметровые уступы открытых работ опоясывают Атач, и кажется невероятным, чтобы здесь, в этой малозаметной горе скопилось столько железа в виде магнитного железняка. Особенно много руды таит в себе Атач. Поразительная картина: громадный работающий рудник и нет людей, не слышно голосов, пусто, нет забоев, вагонеток. . . На борту одного из разрезов мы видим гусеяичный буровой станок; он забуривает целую систему скважин глубиной в 10 метров, куда закладывается масса аммо­ нала до 15—20 тонн, затем производится громадный взрыв. Отва­ ливаются десятки тысяч тонн руды. После этого приползают мощ­ ные экскаваторы, которые в свой ковш могут взять до 20 тонн. Они забирают руду. Более мелкую кладут на поезда, составлен­ ные из думкаров, то есть платформ, опрокидывающихся сжатым воздухом. Наши советские электровозы везут груженые составы на сортировочную фабрику, громадные корпуса и эстакады кото­ 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz