Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

Белой. Через два часа быстрой езды мы увидели широкую долину самой реки Белой и раскинувшийся на ней большой завод и город Белорецк. Искусственные насаждения защищают город от ветра; и по красивой аллее мы едем вниз, так как деловая часть города, она же и наиболее старинная, лежит внизу, у заводского пруда. В старые годы на Урале пруд был первым и единственным источ­ ником энергии. Позднее на помощь ему пришла ларовая машина. Около пруда всегда сосредоточивалась вся жизнь: завод, жилье, рынок. Мы оставляем машины у .столовой; направляемся на рынок, покупаем продукты. Много ягод, молодая зелень — морковь, редис, огурцы, свекла, лук. Закуплен хлеб; посланы телеграммы; можно ехать дальше. Сразу за Белорецким заводом мы попадаем на дорогу, только что смоченную дождем. Машины начинают буксовать. С величайшим трудом, лавируя от одного более надежного участка к другому, мы медленно двигаемся, то съезжая с шоссе, то снова возвращаясь на него, когда уже совсем нельзя двигаться по боковой глинистой дороге. К нашему счастью, дождь прошел неширокой полосой. Наконец мы выходим на сухую дорогу, машины набирают ход, и мы спускаемся на юго-запад, по гористому живописному пути, наслаждаясь мощностью машины («40 коней»,— как шутливо про­ звал я нашу машину), легко берущей такие подъемы, где раньше надрывались лошади. Дорога идет вдоль реки Белой, которую мы переезжаем много раз по хорошо построенным мостам. Здесь, видимо, дороге уде­ ляют достаточно внимания, но всё же путь тяжелый. Особенной осторожности требурэт спуски. Мы проходим мимо старых, уже не работающих железоделательных заводов. Шлак на дорогах гово­ рит о заброшенном производстве. Наконец мы приезжаем на Ниж­ ний Авзяно-Петровский завод. На спуске к реке нашу бригаду встретили товарищи по экспедиции. Расспросы о дороге, о Вер- блюжке, о хромитах; оживленный обмен мнениями. Делимся впе­ чатлениями об осмотренных месторождениях; мы показываем при­ везенные минералы, которые вызывают заслуженное одобрение. Наша заботливая хозяйка хлопочет о чае и ужине. Но, пока гото­ вится лукулловское пиршество, о котором мы, приехавшие, не мог­ ли и мечтать, собирается совет по организации завтрашнего дня. Оказывается, что на хромовые рудники, расположенные в уро­ чище Краки, проехать на машине нельзя. Нужны лошади. Но сей­ час в разгаре уборка хлеба и каждая подвода на счету. Вся на­ дежда на сельсовет и на колхоз. Забота о транспорте занимает долгое время, но, наконец, наши товарищи приходят с вестью, что три подводы нам будут даны. Придется проехать около 40 кило- 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz