Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

французскими, бельгийскими и всякими другими компаниями, с его демидовскими и расторгуевскими повадками и традициями, с его беспробудным пьянством, темнотой и бескультурьем. На смену старому Уралу яришел новый, советский Урал, оснащен­ ный передовой техникой, с заводами, новостройками, с комбай­ нами на полях, новыми шоссейными дорогами, автомашинами, со светлыми школами, кино и театрами, с новой молодой, бурля­ щей жизнью. Стальными лентами протянулись новые линии же­ лезных дорог. Начали разрабатываться руды хрома, марганца, вольфрама, никеля, алюминия, прежде даже совершенно неизве­ стные в этих частях Урала. Обновляется и растет промышленность Урала. Во всё ускоряю­ щемся темпе создаются новые центры хозяйства и культуры. И вот в 1932 году я снова совершаю поездку на Урал. Мы летим на самолете через Южный Урал. Вокруг лачуг ста­ рой Челябы белеет кольцо новостроек нового, промышленного Челябинска. Дымятся трубы электрической станции Чегрэса; про­ резая леса, долины и горы, во всех направлениях тянутся линии передачи электрической энергии в сотни миллионов киловатт. Мы уже не видим знакомой нам по старым поездкам картины узких лоскутных полей, чересполосицы старой русской деревни. Крупные полотнища колхозных и совхозных полей большими од­ нородными и одноцветными пятнами покрывают предгорья Урала. Вокруг Челябинска целая сеть железнодорожных путей, и новые блестящие двойные полоски рельс протягиваются и к хорошо нам знакомым ковыльным степям южных равнин. Земля на время скрывается в облаках. Дрожит стрелка ком­ паса, несколько крутых виражей вырывают самолет из тумана, и неожиданно под нашими ногами расстилается картина Магнито­ горска, только рождавшегося в те годы гиганта Урало-Кузбасса. Под крылом самолета сложнейший, сразу даже непонятный пере­ плет домов, фабрик, заводов, дорог, железнодорожных путей. Прошло еще два года. И вот цветущей южной весной тридцать четвертого года мы на машине, нашем вездеходе Горьковского завода, «легковожке», по прозванию ребятишек Миасса, выез­ жаем из Ильменского минералогического заповедника для осмо­ тра новых промышленных центров Южного Урала. После несколь­ ких часов пути мы попадаем на некогда принадлежавший англий­ ской компании Кыштымский завод, который теперь дает значительную часть меди, добываемой в Советском Союзе. Шос­ сейные дороги, автотранспорт совершенно изменили наше пред­ ставление о расстояниях. Два-три часа — и мы в Златоусте, с его крупнейшим советским блюмингом; еще семь часов — и мы у во- 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz