Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.
французскими, бельгийскими и всякими другими компаниями, с его демидовскими и расторгуевскими повадками и традициями, с его беспробудным пьянством, темнотой и бескультурьем. На смену старому Уралу яришел новый, советский Урал, оснащен ный передовой техникой, с заводами, новостройками, с комбай нами на полях, новыми шоссейными дорогами, автомашинами, со светлыми школами, кино и театрами, с новой молодой, бурля щей жизнью. Стальными лентами протянулись новые линии же лезных дорог. Начали разрабатываться руды хрома, марганца, вольфрама, никеля, алюминия, прежде даже совершенно неизве стные в этих частях Урала. Обновляется и растет промышленность Урала. Во всё ускоряю щемся темпе создаются новые центры хозяйства и культуры. И вот в 1932 году я снова совершаю поездку на Урал. Мы летим на самолете через Южный Урал. Вокруг лачуг ста рой Челябы белеет кольцо новостроек нового, промышленного Челябинска. Дымятся трубы электрической станции Чегрэса; про резая леса, долины и горы, во всех направлениях тянутся линии передачи электрической энергии в сотни миллионов киловатт. Мы уже не видим знакомой нам по старым поездкам картины узких лоскутных полей, чересполосицы старой русской деревни. Крупные полотнища колхозных и совхозных полей большими од нородными и одноцветными пятнами покрывают предгорья Урала. Вокруг Челябинска целая сеть железнодорожных путей, и новые блестящие двойные полоски рельс протягиваются и к хорошо нам знакомым ковыльным степям южных равнин. Земля на время скрывается в облаках. Дрожит стрелка ком паса, несколько крутых виражей вырывают самолет из тумана, и неожиданно под нашими ногами расстилается картина Магнито горска, только рождавшегося в те годы гиганта Урало-Кузбасса. Под крылом самолета сложнейший, сразу даже непонятный пере плет домов, фабрик, заводов, дорог, железнодорожных путей. Прошло еще два года. И вот цветущей южной весной тридцать четвертого года мы на машине, нашем вездеходе Горьковского завода, «легковожке», по прозванию ребятишек Миасса, выез жаем из Ильменского минералогического заповедника для осмо тра новых промышленных центров Южного Урала. После несколь ких часов пути мы попадаем на некогда принадлежавший англий ской компании Кыштымский завод, который теперь дает значительную часть меди, добываемой в Советском Союзе. Шос сейные дороги, автотранспорт совершенно изменили наше пред ставление о расстояниях. Два-три часа — и мы в Златоусте, с его крупнейшим советским блюмингом; еще семь часов — и мы у во- 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz