Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

строение некоторых редкоземельных соединений. Может быть, именно в этих призмах и заподозрил исследователь 40-х годов XIX столетия те минералы, о которых он писал в своей работе. Трудно дать определенный ответ на этот вопрос, и остается только пожалеть о неполноте и краткости старого описания. Только когда попадаешь в какие-либо чужие края, руководясь старыми материалами или старыми маршрутами, — глубоко на­ учаешься ценить тех немногих исследователей прошлого, которые умели сочетать широту научной мысли с точностью и деталь­ ностью описания своих наблюдений. Дать точное описание на­ блюдавшихся явлений природы, выхватить из многообразия де­ талей и мелочей главные, характерные черты, в резкой и краткой форме сформулировать всё, что видел глаз и схватила мысль, — это настолько сложная и важная задача, что перед ней бледнеют все трудности лабораторного исследования или теоретического анализа в кабинетах ученых. И, может быть, полезно было бы в наше время, когда при стре­ мительном темпе жизни мысль естествоиспытателя очень часто забегает вперед, отрываясь от фактов и наблюдений, оглянуться назад, на наших великих предшественников конца XVIII и нача­ ла XIX века, которые в своих спокойных эпических повествова­ ниях медленно подготовляли основание для постройки величе­ ственного здания современного естествознания, собирая для него один за другим кирпичики точного наблюдения природы. Не идеи или великие обобщения, не завоевания отвлеченной мысли создали наше современное естествознание, — нет, оно яви­ лось результатом той скучной и трудной, неблагодарной описа­ тельной работы, благодаря которой в течение более двух столетий нагромождались факты на факты, выковывались отдельные звенья той великой цепи законов природы, которые удалось объ­ единить в прекрасное целое в наши годы, в годы критической пе­ реоценки и творческой работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz