Ферсман, А. Е. Путешествия за камнем / А. Е. Ферсман ; науч. ред. [и авт. предисл.] акад. Д. И. Щербаков. - Ленинград : Детгиз, [Ленинградское отделение], 1956. - 528 с., 5 л. ил. : ил., карт. - (Школьная библиотека. [Для средней школы]). - Перед загл. авт.: акад. А. Е. Ферсман. - Библиогр.: с. 526-528.

дент Л. А. Кулик, впоследствии известный специалист по метеори­ там, профессор В. И. Крыжановскнй, знаток уральского камня, впоследствии директор Геологического музея имени Карпинского, и другие. Но вдохновителем всех работ экспедиции был академик В. Й. Вернадский, не раз посещавший Южный Урал в поисках новых минералов. Я помню, как в один прекрасный летний вечер мы собрались на балконе школы в Миассе и мечтали о будущем. Это было в самом начале первой мировой войны, в годы тяже­ лой царской реакции и чиновничьего произвола. Помню, как я говорил своим товарищам по экспедиции: мне рисуется далекое будущее Ильмен в немного фантастическом виде. Там, наверху Ильменской горы, вдали от пыли и тревог, — куль­ турный курорт в чудесном сосновом лесу. Зубчатая подъемная дорога ведет к вершине горы от станции железнодорожной маги­ страли. Мощные разработки пегматитовых жил с полевым шпа­ том и нефелином подготавливают материал для крупной керами­ ческой промышленности, сосредоточенной в Миассе и в Чебар- яуле. Внизу, на берегу озера, на месте старого лесного кордона рас­ положена естественно-историческая станция — центр управления копями Ильменских гор, центр охраны ее богатств, база научных экспедиций и ученических экскурсий, с музеем, библиотекой, ла­ бораториями. В ряде копей поставлены глубокие разведки и планомерная добыча амазонского камня, бурого гиацинта, синего сапфира и голубого содалита; пройден ряд глубоких буровых скважин, про­ резающих Косую Гору и освещающих внутреннее строение и рас­ пространение жил. Я говорил, что это, конечно, картина отдаленного будущего, но за него надо бороться, так как оно нужно для науки, для про­ мышленности, для культуры и прогресса. Не надо бояться того, что утеряется девственная красота Ильменских гор с их дикостью и вместе с тем приветливостью, та красота целого, от которого не отделимы и заброшенные копи с отвалами, в которых роются хитники, и скверные горные до­ роги, и плетенка на дрожинах, и прелесть костра с чайником на обломке голубого амазонита! В глубоком жизненном сочетании всех этих мелочей и со­ здается настоящее. В этой картине мы должны видеть не только поэзшф красоту нетронутой целины, но воспринимать ее как ве­ ликий стимул к работе, творчеству, к борьбе за овладение при­ родой и ее тайнами. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz