Ферсман, А. Е. Очерки по истории камня / А. Е. Ферсман ; Акад. наук СССР ; [предисл. А. А. Мамуровского]. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954-1961. – В 2 т. - Т. 1. - 1954. - 372 с., 31 л. ил. : ил. - Перед загл. авт.: А. Е. Ферсман.
камень в подмосковных ка меноломнях, расположенных на реках Москве и Оке. З и мой 1366 г. возили его от реки к городу, а весной 1367 г. заложили г о р о д 1. Началось применение тесаного и р е з ного мягкого белого камня. Москва становилась «белока менной». Однако в строитель стве все еще преимущественно использовались дерево и б у товый камень, и лишь очень постепенно стали воздви гать каменные церкви (Яро славль, Владнмир-на-Клязь- ме и др .). Большой интерес представляют мозаичные по лы и архитектурные детали из агата, яшмы и других камней в Благовещенском соборе (мо сковский Кремль). Особое развитие обр а ботка камня получила при Борисе Годунове (после 1598 г .), когда в Москве впер вые стали применять скульп турные и резные каменные украшения. Затем появилась ювелирная обработка камня, приехали первые «бриллиант- щики» из Венеции и нача лось широкое строительство церквей и их украшение. Первые каменные кресты на кладбищах относятся к XV в. Краевед А. И. Скребков в своих «Очерках камнетесного дела» пишет: «А если вы зайдете и посмотрите любое более древнее кладбище, [оно] вам своим гранитным языком (именно гранитным.— А . Ф .) расскажет о том, что наши предки занимались каменотесапием и были художниками своего дела». Далее указывается о «слово- рубье»—«рубили слова в крестах очень хорошей и художественной работой». Фрагмент стены Георгиевской церкви в г. Юръевг- Польском из белого известняка. Образец декоративной скульптуры . Владимиро-Суздальская архитектура X I I —X I I I вв. 1 И. Е. 3 а б е л и п. Указ. соч. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz